Полное описание
Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) достаточно подробно регулирует виды административных правонарушений и наказаний, равно как и порядок привлечения к ответственности, в том числе обжалование решений административных органов или суда. Следовательно, особенности правового регулирования, предусмотренные в КоАП РФ, могут привести к ситуации, когда постановление об административном правонарушении и назначении штрафа нарушителем исполнено, но в дальнейшем этот акт признается незаконным вышестоящим органом.
Возникает вопрос: каков порядок возврата уплаченного штрафа? При ответе на него выясняется, что действующее законодательство не предусматривает четкого и ясного порядка возврата административного штрафа (в отличие от излишне уплаченного налога или сбора). В целях получения своих денежных средств обратно заявителю необходимо погрузиться в изучение не только федеральных, но и региональных нормативных и подзаконных актов, что без обладания соответствующим уровнем правовой осведомленности сделать сложно.
Как уже было указано, основным актом законодательства России, регулирующим вопросы привлечения лиц к административной ответственности, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, является КоАП РФ. Принимая во внимание, что согласно ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ, при решении вопроса о возврате из соответствующего бюджета денежных средств, уплаченных в качестве административного штрафа, применению подлежит Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).
Рассмотрим конкретный пример: в 2012 г. Правительством г. Москвы было учреждено Государственное Казенное Учреждение «Администратор Московского парковочного пространства» (ГКУ «АМПП»), основная задача которого – привлечение водителей к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14. КоАП г. Москвы (неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке). Штраф за рассматриваемое деяние составляет 2 500 руб.
Деятельность этого органа вызвала в г. Москве широкий общественный резонанс. Согласно проведенной прокурорской проверке помимо иных нарушений был установлен высокий процент отмены постановлений сотрудников ГКУ «АМПП» вышестоящим органом или судом. В этой связи актуально разъяснение ситуации, когда заявителю необходимо вернуть уплаченный штраф по постановлению ГКУ «АМПП» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.14. КоАП РФ, которое впоследствии было отменено. Для этого необходимо руководствоваться следующими положениями закона.
В силу ст. 46 БК РФ суммы денежных штрафов, уплачиваемых за нарушение законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов. Таким образом, уплаченный штраф за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.14. КоАП г. Москвы будет перечислен в полном объеме в бюджет г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 160.1 и п. 1 ст. 166.1 БК РФ возврат перечисленных в доход бюджета штрафов осуществляется органом федерального казначейства на основании поручения администратора доходов бюджета. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (п. 2 ст. 20 БК РФ).
Приложением № 1 Закона г. Москвы № 54 от 19.11.2014 г. о бюджете на 2015 г. установлено, что администратором доходов бюджета в виде административных штрафов за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения является департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. При этом указанный департамент является учредителем ГКУ «АМПП» (распоряжение Правительства г. Москвы от 15.10.2012 г. № 615-РП).
Сказанное означает, что в целях возврата штрафа заявителю можно обратиться как в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, так и непосредственно в ГКУ «АМПП». На практике более частым является второй вариант.
В заключение важно подчеркнуть, что ни нормы БК РФ, ни положения региональных законодательств не регламентируют перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате штрафа.
Однако практика показывает, что для осуществления возврата суммы штрафа государственному органу достаточно получить заявление от плательщика административного штрафа с указанием его банковских реквизитов, данные об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, а также платежное поручение, подтверждающее уплату штрафа (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2011 г. по делу № А56-82963/2009, от 23.08.2007 г. по делу № А56-14265/2005).
Более того, по аналогии возможно учесть и положения НК РФ о возврате излишне уплаченных налогов. Согласно ст. 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании лишь письменного заявления налогоплательщика с указанием его банковских реквизитов.
Степанов С.А.
Юридическая компания Москва