ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о понуждении администрации города к заключению договоров долгосрочной аренды земельных участков

Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30


Услуги юридической компании «Лекс» в Москве и регионах:  

Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о понуждении администрации города к заключению договоров долгосрочной аренды земельных участков 

Адрес: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д.54/1.
 
Истец: Закрытое акционерное общество «П»
Адрес: 628615, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Интернациональная, д.14, оф.1002
 
Ответчик: Администрация МО город Нижневартовск
Адрес: 628602, ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, ул. Таежная, д.24.

Государственная пошлина: 4000 рублей.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о понуждении администрации города к заключению договоров долгосрочной аренды земельных участков 

1. Обстоятельства дела

1.1. На основании Постановления администрации г. Нижневартовска от 28.12.2001 № 1138 (Приложение №№ 1,2,3,4) между Закрытым акционерным обществом «П» (далее – Истец, Общество) и Администрацией муниципального образования город Нижневартовск (далее – Ответчик, Администрация) заключены два договора: 
- договор № 3-АЗ аренды земельного участка от 18.01.2002, заключенный на период с 18.01.2002 по 28.12.2006, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, промышленная зона города, станция Нижневартовск-2, площадью 11.7698 га (Приложение № 5);
- договор № 4-АЗ аренды земельного участка от 18.01.2002, заключенный на период с 18.01.2002 по 28.12.2006, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижневартовск, промышленная зона города, станция Нижневартовск-2, площадью 9.7000 га (Приложение № 6).
В соответствии с Постановлением администрации г. Нижневартовска от 28.12.2001 № 1138 «Об изъятии и предоставлении земель» и договорами аренды обозначенные земельные участки выделены исключительно для размещения строительства полигона твердых бытовых отходов, которое производится в 4 очереди.
По окончании производства строительных работ Постановлением Главы г. Нижневартовска от 22.01.2003 № 49 «О вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта» введен в эксплуатацию объект «I пусковой комплекс I очереди Нижневартовского полигона по приемке и обезвреживанию твердых бытовых отходов, расположенный на станции Нижневартовск-2» (Приложение №№ 7,8).
1.2. В соответствии с Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта «Нижневартовский полигон по приемке и обезвреживанию твердых бытовых отходов объемом 14,2 млн. м3» от 19.04.1999, утвержденным Приказом Госкомэкологии России от 22.04.1999 № 188 (Приложение № 9), и проектной документацией полигон предназначен для брикетирования прессованием поступающих на полигон твердых бытовых отходов и размещения брикетов твердых бытовых отходов на специально оборудованных участках (картах) для захоронения штабелированием на площади 17,5 га. 
В соответствии с проектной документацией Истцом на арендуемых земельных участках построены и реконструированы объекты недвижимости, образующие единый комплекс и предназначенные для эксплуатации полигона ТБО, в следующем составе:
- нежилое здание – Первый пусковой комплекс первой очереди Нижневартовского полигона по приемке и обезвреживанию ТБО, общей площадью 2943,9 м2 (Приложение №10);
- незаконченное строительство первой очереди полигона ТБО (Приложение № 11);
- нежилое здание - Административно здание общей площадью 891,5 м2 (Приложение №12);
- нежилое здание - Арочное здание общей площадью 463,1 м2 (Приложение № 13);
- сооружение - воздушная линия электропередач 6,0 кВ, протяженностью 0,155 км (Приложение № 14);
- нежилое здание - Производственное здание арочного типа общей площадью 1120,4 м2 (Приложение № 15).
Истцом также произведен ряд работ, необходимых для эксплуатации полигона по прямому назначению:
- отсыпка заболоченной территории полигона песком;
- обустройство противофильтрационного глиняного экрана;
- обустройство вала по периметру полигона; 
- строительство технологической дороги покрытой шлаком;
- строительство КПП.
1.3. По окончании срока действия договоров аренды земельных участков, Истец, реализовывая свое исключительное право на приватизацию земельных участков, и действуя в рамках пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, подготовил и направил в адрес Главы г. Нижневартовска заявление о выкупе арендуемых земельных участков (Приложение № 16).
Письмом от 26.01.2007 № 479/36-01 Администрация, в лице заместителя директора департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов, возвратила представленные Обществом документы на доукомплектование (Приложение № 17).
Затем, в ответ на письмо Истца от 13.02.2007 № 08 об уточнении выкупной стоимости земельных участков (Приложение № 18) Ответчик направил письмо от 18.05.2007 № 792/1-01 (Приложение № 19), в котором выразил отказ Истцу в предоставлении арендуемых земельных участков в собственность, ссылаясь на Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Нижневартовска от 13.04.2007 № 4, содержащее рекомендацию Обществу приостановить несанкционированное размещение токсичных отходов и очистить территорию кирпичного завода. Отказ Ответчика представляется немотивированным, незаконным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, так как согласно проектной документации кирпичный завод не относится к объектам, находящимся на земельных участках, арендуемых Обществом (Приложение № 20,21). Вместе с тем, полигон ТБО ни разу не подвергался проверке со стороны органов экологического контроля, а проверка соблюдения земельного законодательства, проведенная 13.02.2007 силами Ответчика, нарушений не выявила, о чем свидетельствует Акт обследования земельного участка от 13.02.2007 № 023 (Приложение № 22).
В письме от 23.07.2007 № 1142/1-01 (Приложение № 23) Администрация предложила заключить договоры аренды исключительно на застроенные земельные участки, что представляется неприемлемым ввиду исключения возможности эксплуатации полигона по прямому назначению: аккумулирование и захоронение бытовых и промышленных отходов. Указанное предложение также свидетельствует о том, что Администрация имеет намерения в дальнейшем сдавать испрашиваемые земельные участки в аренду.
Кроме того, пунктом 2 статьи 35 ЗК РФ установлено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ, которым обусловлено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. 
В Постановлении администрации МО г. Нижневартовск от 28.12.2001 № 1138 «Об изъятии и предоставлении земель» указано, что отвод земельных участков осуществляется на основании ЗК РФ, ГК РФ и решения комиссии от 25.12.2001 № 22 по комплексной застройке территории города и рациональному использованию нежилых помещений, а также с учетом необходимости строительства и заключений землепользователей и контролирующих служб. 
Таким образом, Постановления администрации г. Нижневартовска изданы с соблюдением требований по предельным размерам земельных участков, правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. 
Согласно проекту, полигон является промышленным комплексом, предназначенным для захоронения бытовых и производственных отходов, с общей площадью 21,7 га (раздел проекта «Сведения об участке размещения полигона»), что соответствует площади выделенных земельных участков. С одной стороны, полигон предназначен для аккумулирования и захоронения в течение 25 лет отходов г. Нижневартовска с ежегодным объемом 0,5 млн. м3: на его территории предусматривается монтаж и ввод в эксплуатацию установки по брикетированию прессованием поступающих на полигон твердых бытовых отходов, а также организация на территории 17,5 га за названное время в 4 очереди специально оборудованных участков (карт) для захоронения штабелированием формируемых на данной установке брикетов ТБО. С другой стороны, на этой же территории планируется устройство временно эксплуатируемых участков для микробиологического обезвреживания поставляемых на полигон загрязненных нефтепродуктами промышленных отходов.
Таким образом, при проектировании учитывались требования земельного законодательства в части соблюдения норм отвода земель для конкретного вида деятельности с учетом производственных мощностей.
Согласно Постановлению Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 года № 454-ст, экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг). Вид экономической деятельности, для осуществления которой создан и технически оснащен полигон, предполагает наличие специально оборудованных земельных участков. Невозможно аккумулирование и захоронение твердых бытовых отходов, направленное на исключение попадания в окружающую среду загрязняющих веществ и возможность дальнейшего использования этих отходов, без предоставления испрашиваемых земельных участков. Такие же выводы следуют и из анализа государственной экологической экспертизы самой сущности такого вида экономической деятельности как захоронение твердых бытовых и производственных отходов. 
Таким образом, для осуществления предприятием своего вида деятельности на построенном и введенном в эксплуатацию объекте необходимо комплексное использование всех построенных сооружений, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 86:11:09 02 001:0026 и 86:11:09 02 001:0341, технологически подготовленных для складирования и захоронения твердых бытовых и производственных отходов. Вместе с тем, пункт 3.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 предусматривает, что полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. 
В случае ограничения территории только земельными участками, расположенными под зданиями и сооружениями, не представляется возможным эксплуатировать промышленный комплекс по его прямому назначению.
В письме от 19.03.2008 № 14 (Приложение № 24) и повторно в письме б/н от 10.04.2009 (Приложение № 25) Истец заявил о возобновлении договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 86:11:09 02 001:0026 и 86:11:09 02 001:0341 общей площадью 21,7 га сроком на 49 лет. Письмом от 30.04.2008 № 1555/36-01 (Приложение № 26) и от 01.06.2009 № 2081/36-01 от Ответчика поступил отказ со ссылками на пп.2 п.2 ст.46 ЗК РФ (использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки) и п.3 ст.22 ЗК РФ (по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных п.3 ст.35, п.1 ст.36 и ст.46 настоящего Кодекса). 
Указанный отказ представляется немотивированным и не основанным на нормах действующего законодательства. 
Договорами аренды земельных участков, пунктом 3.1.2., предусмотрено преимущественное право Арендатора на возобновление договора по истечении срока. Кроме того, Истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (Приложения №№ 12, 13, 14, 15, 16, 17).

  2. Правовые основания

2.1. В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ЗК РФ одним из основополагающих принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

2.2. Согласно п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные п.1 ст.36 настоящего Кодекса, в соответствии с которым собственники объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение в собственность либо аренду земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
2.3. В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 разъяснено, что предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п.3 ст.33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В то же время вся проектная документация согласована, Актом обследования земельного участка от 13.02.2007 № 023 (Приложение № 22) нарушений земельного законодательства не выявлено, основание, указанное в качестве причины отказа, не подпадает под действие п.4 ст.28 ЗК РФ, предусматривающего исчерпывающий перечень случаев, в которых возможен отказ в предоставлении в собственность (аренду) граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: изъятие земельных участков из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. Также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

3. Вопросы подведомственности и подсудности дела

Спор, возникший между организациями на предмет понуждения заключить договор, является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

 По общему правилу, в силу ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. Указанной нормой установлено общее правило территориальной подсудности споров, подведомственных арбитражному суду.

4. Правила соединения и разъединения нескольких требований 

Исковое заявление состоит из одного требования- о понуждении заключить договор.
Оснований для разрешения судом вопроса в порядке ст. 130 АПК РФ о выделении требований в отдельное производство не имеется. 

5. Государственная пошлина

По правилам ст. 102 АПК РФ, основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Государственная пошлина рассчитывается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), согласно которой при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4 000 рублей;
 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 445 ГК РФ, ст.ст. 4, 125, 126 АПК РФ, 

ПРОШУ:

1. Понудить администрацию города Нижневартовска заключить с закрытым акционерным обществом «Полигон» договоры долгосрочной аренды земельных участков с кадастровыми номерами 86:11:09 02 001:0026 площадью 9.7 га и 86:11:09 02 001:0341 площадью 11.7698 га, расположенных по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, промышленная зона города, станция Нижневартовск-2, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО «Полигон», сроком на 49 лет на условиях прилагаемого проекта договора аренды земельного участка.

Приложение (копии, если не указано иное):
1. Выписка из Постановления администрации муниципального образования город Нижневартовск от 28.12.2001 № 1138 на 1 листе.
2. Выписка из Постановления администрации муниципального образования город Нижневартовск от 28.12.2001 № 1138 на 1 листе.
3. Выписка из Постановления администрации муниципального образования город Нижневартовск от 28.12.2001 № 1138 на 1 листе.
4. Выписка из Постановления администрации муниципального образования город Нижневартовск от 28.12.2001 № 1138 на 1 листе.
5. Договор аренды земельного участка от 18.01.2002 № 3-АЗ на 5 листах.
6. Договор аренды земельного участка от 18.01.2002 № 4-АЗ на 4 листах.
7. Постановление Главы города Нижневартовска от 22.01.2003 № 49 на 1 листе.
8. Постановление Главы города Нижневартовска от 10.06.2003 № 548 на 1 листе.
9. Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 22.04.1999 № 188, Заключение экспертной комиссии государственной экспертизы материалов проекта «Полигон по приемке и обезвреживанию твердых бытовых отходов…» на 9 листах.
10. Свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание серия 86-АА № 526293 на 1 листе.
11. Свидетельство о государственной регистрации права на незаконченное строительство первой очереди полигона серия 86-АА № 383749, Акт обследования от 28.04.2001 на 4 листах.
12. Свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание – Административное здание серия 86-АА № 306060 на 1 листе.
13. Свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание – Арочное здание серия 86-АА № 306061 на 1 листе.
14. Свидетельство о государственной регистрации права на сооружение – воздушная линия серия 86-АА № 306063 на 1 листе.
15. Свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание – Производственное здание арочного типа серия 86-АА № 306062 на 1 листе.
16. Заявление на имя Главы г. Нижневартовска о выкупе земельных участков от 15.01.2007 № 17 на 2 листах.
17. Письмо Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов от 26.01.2007 № 479/36-01 на 1 листе.
18. Письмо ЗАО «Полигон» о выкупной стоимости земельных участков от 13.02.2007 № 08 на 1 листе.
19. Письмо и.о. Главы г. Нижневартовска от 18.05.2007 № 792/1-01 на 2 листах.
20. Землеустроительное дело № 07-30 на 11 листах.
21. Землеустроительное дело № 07-31 на 15 листах.
22. Акт обследования земельного участка от 13.02.2007 № 023 на 1 листе.
23. Письмо и.о. Главы г.Нижневартовска от 23.07.2007 № 1142/1-01 на 1 листе.
24. Письмо ЗАО «Полигон» по вопросу заключения договоров аренды земельных участков от 19.03.2008 № 14 с описью прилагаемых документов на 4 листах.
25. Письмо ЗАО «Полигон» по вопросу заключения договоров аренды земельных участков от 10.04.2009 б/н с описью прилагаемых документов на 4 листах.
26. Письмо Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов от 30.04.2008 № 1555/36-01 на 2 листах.
27. Справка об отсутствии задолженности по арендным платежам от 27.05.2009.
28. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 86:11:09 02 001:341 от 07.04.2009 № 8611/202/09-1391 на 2 листах.
29. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 86:11:09 02 001:26 от 07.04.2009 № 8611/202/09-1392 на 2 листах.
30. Письмо департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов от 19.12.2007 № 5510/36-01 на 1 листе.
31. Письмо департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов от 19.12.2007 № 5509/36-01 на 1 листе.
32. Договор простого товарищества между ЗАО «Росэко» и ЗАО «Полигон» от 01.07.2007 на 5 листах.
33. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО «Росэко» на 2 листах.
34. Лимиты на размещение отходов от 22.01.2008 на 5 листах.
35. Свидетельство о государственной регистрации ЗАО «Полигон» от 29.10.2001 на 1 листе.
36. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ЗАО «Полигон» от 01.11.2001 на 1 листе.
37. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, на 1 листе.
38. Устав ЗАО «Полигон» на 17 листах.
39. Информационное письмо об учете в ЕГРПО № 01-13/2355 от 30.10.2003 на 1 листе.
40. Выписка из ЕГРЮЛ от 03.06.2009 на 1 листе (оригинал).
41. Доверенность на имя представителя от 04.05.2009 на 1 листе (оригинал).
42. Почтовая квитанция об отправке искового заявления Ответчику от 09.06.2009 на 1 листе.
43. Платежное поручение от 01.06.2009 № 6 об уплате госпошлины (оригинал).

Представитель ЗАО «Полигон» 
по доверенности от 04.05.2009
И.А.Левченко

 Юридическая фирма Север-Лекс