Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Оказание услуг
Код-шеринг по нулям

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • ММДЦ «Москва-Сити», башня «Империя»
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России


  

Код-шеринг по нулям

Код-шеринг по нулям
Нет в наличии
Полное описание
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ своим Определением от 30.07.2015 г. по делу № А40-140893/2013 разрешила спор о том, какую ставку НДС следует применять к код-шерингу в пассажирских авиаперевозках.

Под код-шерингом (в переводе с английского – «обмен кодом») понимается ситуация эксплуатации определенного рейса несколькими авиакомпаниями, одна из которых выполняет полеты по маршруту, а другие продают билеты на него от своего имени. Нормативной базой для подобного рода перевозок служит Гвадалахарская конвенция от 18.09.1961 г., участником которой является Российская Федерация.

Исходя из статьи 1 названной Конвенции, существо отношений код-шеринга предполагает, что его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу. Статья 2 упомянутого документа устанавливает, что и авиакомпания-перевозчик, и авиакомпания-продавец билетов являются перевозчиками по смыслу Варшавской конвенции 1929 года.

Между тем, суды трех инстанций, рассматривая дело № А40-140893/2013, не нашли оснований для квалификации услуг ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (оказанных совместно с Air India Ltd. и Iran Air по код-шерингу) как услуг по перевозке пассажиров и багажа, а признали спорную хозяйственную операцию фрахтованием части воздушного судна с экипажем. Поэтому применение статьи 164 НК РФ (подпункт 4 пункта 1), а, значит, и обложение по ставке 0% вместо 18% в данной ситуации невозможно.

Такой подход судов к разрешению спора исключал возмещение ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» НДС в размере 12 774 589 рублей. Не согласившись с выводами нижестоящих судов, авиаперевозчик обратился в Экономическую коллегию ВС РФ, которая признала кассационную жалобу обоснованной и отменила все ранее принятые по делу судебные акты.

Экономическая коллегия ВС РФ, опираясь на статьи 1, 2 Гвадалахарской конвенции и Варшавской конвенции 1929 года, а также на нормы российского законодательства, пришла к выводу, что применение различных налоговых последствий к одинаковым по своему содержанию хозяйственным операциям в зависимости лишь от того, на чьем бланке оформлен билет пассажиру, является прямым нарушением принципа экономической обоснованности налогообложения, установленного пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса.

Так, существо отношений код-шеринга предполагает, что в рамках данного соглашения его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу. Фактическим получателем услуги является авиапассажир, при этом он вне зависимости от оформления авиабилетов тем или иным партнером имеет равные права, в том числе право на предъявление претензий фактическому перевозчику.

В такой ситуации перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0%.

По мнению Экономической коллегии ВС РФ, такое толкование статьи 164 НК РФ не противоречит правовой позиции, выраженной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в соответствии с которой оказание услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. Таким образом, Экономическая коллегия ВС РФ разрешила налоговые споры о правомерности применения ставки в 0% к код-шерингу.

Отметим, что с участием ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» аналогичный вопрос ранее уже был предметом исследования Высшего Арбитражного Суда РФ (дела № А40-136146/2011, № А40-41526/2011). Высший суд по этим делам не нашел оснований для применения 0% ставки НДС к код-шерингу и посчитал, что к этим хозяйственным операциям должна применятся ставка 18%.

Тарков Н.В.


Юридическая компания