Заказ звонка

Код-шеринг по нулям
Под код-шерингом (в переводе с английского – «обмен кодом») понимается ситуация эксплуатации определенного рейса несколькими авиакомпаниями, одна из которых выполняет полеты по маршруту, а другие продают билеты на него от своего имени. Нормативной базой для подобного рода перевозок служит Гвадалахарская конвенция от 18.09.1961 г., участником которой является Российская Федерация.
Между тем, суды трех инстанций, рассматривая дело № А40-140893/2013, не нашли оснований для квалификации услуг ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» (оказанных совместно с Air India Ltd. и Iran Air по код-шерингу) как услуг по перевозке пассажиров и багажа, а признали спорную хозяйственную операцию фрахтованием части воздушного судна с экипажем. Поэтому применение статьи 164 НК РФ (подпункт 4 пункта 1), а, значит, и обложение по ставке 0% вместо 18% в данной ситуации невозможно.
Экономическая коллегия ВС РФ, опираясь на статьи 1, 2 Гвадалахарской конвенции и Варшавской конвенции 1929 года, а также на нормы российского законодательства, пришла к выводу, что применение различных налоговых последствий к одинаковым по своему содержанию хозяйственным операциям в зависимости лишь от того, на чьем бланке оформлен билет пассажиру, является прямым нарушением принципа экономической обоснованности налогообложения, установленного пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса.
В такой ситуации перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0%.
Отметим, что с участием ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» аналогичный вопрос ранее уже был предметом исследования Высшего Арбитражного Суда РФ (дела № А40-136146/2011, № А40-41526/2011). Высший суд по этим делам не нашел оснований для применения 0% ставки НДС к код-шерингу и посчитал, что к этим хозяйственным операциям должна применятся ставка 18%.
Тарков Н.В.