Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Земельное законодательство
Некоторые вопросы оспаривания результатов государственной кадастровой оценки земельных участков

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

171
арбитражное дело в работе

87
дел по исполнению
решения суда в работе

8
налоговых дел
в работе

6
корпоративных споров
в работе

27
административных споров
в работе


  

Некоторые вопросы оспаривания результатов государственной кадастровой оценки земельных участков

Некоторые вопросы оспаривания результатов государственной кадастровой оценки земельных участков
Нет в наличии
Полное описание

22 июля 2010 года были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), дополнив его главой III.1, поименованной как государственная кадастровая оценка.

В соответствии с абзацем первым статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности государственной кадастровой оценке подлежат объекты недвижимости, учтенные в государственном кадастре недвижимости.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе, вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства).

Таким образом, к объектам государственной кадастровой оценки относятся следующие виды недвижимого имущества: земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.

В настоящее время происходит становление правоприменительной практики норм, связанных с государственной кадастровой оценкой недвижимости.

Одним из первых вопросов, связанных с кадастровой стоимостью недвижимости, является оспаривание результатов оценки кадастровой стоимости.

Во-первых, абзац первый статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности указывает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в частности, в арбитражном суде физическими и юридическими лицами. Если в отношении юридических лиц ситуация относительно ясна, то в отношении физических лиц не совсем.

Считаем, что законодатель в данном случае упускает из виду вопросы подведомственности споров: из буквального толкования вышеназванной нормы следует, что в арбитражные суды вправе обращаться не только индивидуальные предприниматели, но и любые иные физические лица. Хотя, по нашему мнению, подобное определение подведомственности является необоснованным, если исходить из действующих норм процессуального права России, так как арбитражные суды рассматривают споры, во-первых, возникающие при осуществлении экономической деятельности, а, во-вторых, между субъектами такой деятельности. Скорее всего, необдуманное расширение подведомственности приведет к ухудшению качества отправления правосудия в системе арбитражных судов России.

Во-вторых, в каком порядке должны оспариваться результаты государственной кадастровой оценки недвижимости?

Из абзаца второго статьи 24.12 и статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности следует, что результаты оценки кадастровой стоимости недвижимости утверждаются исполнительными органами государственной власти субъектов РФ либо органами местного самоуправления, то есть публично-правовыми субъектами. Утверждение этих результатов осуществляется путем принятия нормативного акта. Следовательно, оспариванию подлежит нормативный акт, которым утверждена кадастровая стоимость недвижимости. Из этого следует, что спор будет рассматриваться в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако практика применения данных норм избрала другой путь.

Так, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу № А27-4849/2010 (дело рассматривалась изначально по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) сделаны, в том числе, следующие выводы:

  • требование заявителя об оспаривании нормативного акта, которым утверждена кадастровая стоимость недвижимости, по своей сути, является спором о стоимости данного земельного участка,
  • спор об изменении рыночной цены недвижимости не связан с оспариванием достоверности кадастровой стоимости и законности нормативного акта.
  • требование об оспаривании кадастровой стоимости рассматривается по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе, в отношении доказывания действительной рыночной стоимости недвижимости.

Таким образом, спор об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости является спором о праве и подлежит рассмотрению в порядке главы II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда предмет требований связан с признанием незаконной процедуры проведения государственной кадастровой оценки. Думается, что такой спор об объективном праве будет рассматриваться по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Кроме того, круг заявителей, по всей видимости, по делам об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости не ограничен.

Тарков Н.В.


Юридическая компания Москва