Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Кадастровая стоимость земли
Новые правила оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. Оценка с позиции налогоплательщиков

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

158
арбитражных дел в работе

104
дела по исполнению
решения суда в работе

8
налоговых дел
в работе

6
корпоративных споров
в работе

25
административных споров
в работе


  

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. Оценка с позиции налогоплательщиков

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. Оценка с позиции налогоплательщиков
Нет в наличии
Полное описание

Возможность пересмотра результатов государственной кадастровой оценки земельных участков путем установления их рыночной стоимости является важной предпосылкой реализации прав граждан на справедливое и экономически обоснованное налогообложение. Однако осуществление таких прав происходит трудно, и оспаривание кадастровой стоимости в настоящее время остается актуальной проблемой для многих субъектов земельных правоотношений. Темой настоящей статьи является анализ изменений положения налогоплательщиков в свете принятия Федерального закона № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 21.07.2014 г. (далее – Закон № 225-ФЗ).

Следует отметить, что до принятия Закона № 225-ФЗ арбитражные суды при определении кадастровой стоимости земельного участка основывались, главным образом, на разъяснениях Президиума ВАС РФ, изложенных в постановлении от 28.06.2011 г. № 913/11. 

Президиум ВАС РФ указал, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости. При этом суд устанавливает кадастровую стоимость равной рыночной с момента вступления в законную силу судебного решения. Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка, как правило, существенно ниже кадастровой, установление кадастровой стоимости равной рыночной позволяет уменьшить в разы размер уплачиваемого налога. При этом на практике существовала возможность ее уменьшения на дату проведения кадастровой оценки.

С принятием Закона № 225-ФЗ статья 24.20 Закона об оценочной деятельности дополнена новым абзацем: налогоплательщики вправе пересмотреть земельный налог, исходя из рыночной стоимости участка, за тот календарный год, в котором в суд или комиссию подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. 

Однако такое положение налогоплательщиков не соответствует п. 3 ст. 3 НК РФ, согласно которому налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. В основном это проявляется в отсутствии возможности пересмотра размера налога за все периоды, в которых кадастровая стоимость участка превышала рыночную. По мнению экспертов, ограничение периода перерасчета налоговой базы введено законодателем с целью предотвращения массового пересмотра результатов кадастровой стоимости.

Хотелось бы остановиться также на иных значимых нововведениях:

  1. Ограничена частота проведения государственной регистрации. Поправками предусматривается, что кадастровая оценка проводится по общему правилу, не чаще одного раза в течение трех лет. Стоит признать, что такое изменение исключает злоупотребление со стороны органов исполнительной власти, поскольку раньше они могли проводить кадастровую оценку до нескольких раз в год, что лишало налогоплательщиков права на оспаривание результатов оценки.
  2. Введен обязательный досудебный порядок оспаривания. Теперь, прежде чем подать иск в суд, юридические лица должны обратиться в комиссию. И только после отклонения (нерассмотрения) заявления о пересмотре стоимости участка это лицо может обратиться в арбитражный суд. Важно указать, что физических лиц такое новшество не касается. Они по-прежнему могут обратиться непосредственно в суд.
  3. Изменена подведомственность дел. Так, теперь все споры, связанные с определением кадастровой стоимости земельного участка, рассматриваются судом общей юрисдикции, а не арбитражным судом, точнее – в судах областного уровня. Является ли это оправданным шагом законодателя? Есть сомнения, поскольку уровень отправления правосудия в судах общей юрисдикции ниже, чем в арбитражных судах.
  4. Увеличен срок на оспаривание кадастровой стоимости. Законом № 225-ФЗ предусмотрено право на обращение в комиссию в течение 5 лет с даты внесения в кадастр оспариваемых результатов. Раньше этот срок составлял всего лишь 6 месяцев, в результате налогоплательщики избегали обращения в комиссию, предпочитая производство в арбитражном суде. Учитывая обязательность досудебного порядка оспаривания, а также то, что в комиссии заявление рассматривается быстрее, чем в суде (один месяц), ее решение вступает в законную силу моментально, и отсутствует государственная пошлина, увеличение срока на оспаривание следует признать положительным моментом.

Подводя итог, отметим, что Закон №225-ФЗ улучшает положение налогоплательщиков лишь частично. Введение обязательного досудебного порядка оспаривания кадастровой стоимости в комиссии, а также передача указанных споров на рассмотрение в суды общей юрисдикции скорее является негативным моментом в правовом регулировании указанной сферы законодателем. 

Положения Закона № 225-ФЗ вступили в силу 22.07.2014 г.

Маркова Д.Б.

Юридическая компания Тюмень