Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Государственные закупки
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2010 № 11017/10

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

156
арбитражных дел в работе

104
дела по исполнению
решения суда в работе

8
налоговых дел
в работе

6
корпоративных споров
в работе

25
административных споров
в работе


  

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2010 № 11017/10

Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2010 № 11017/10
Нет в наличии
Полное описание

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования (далее - Комитет) разместил извещение о проведении открытого аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги. В документацию об аукционе было включено условие, что участники размещения заказа не вправе привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков.

ООО обжаловало действия Комитета в Управление Федеральной антимонопольной службы (далее - УФАС), полагая, что такое требование не соответствует законодательству о размещении государственных (муниципальных) заказов. По результатам рассмотрения данной жалобы УФАС усмотрело в действиях Комитета нарушение положений п. 2.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках) и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комитету было выдано предписание об устранении допущенного нарушения. Последний, не согласившись с решением и предписанием Управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными. Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано с оговоркой о том, что Комитет является ненадлежащим заявителем по делу.

Судом апелляционной инстанции судебный акт отменен, требование удовлетворено, поскольку включение в документацию об аукционе условия о запрете привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков не противоречит положениям ст. 34 Закона о госзакупках, согласно которым организатор аукциона вправе устанавливать требования к порядку и способу исполнения договора подряда.

Суд кассационной инстанции постановление по делу отменил, руководствуясь тем, что требование к участникам размещения заказов о запрете на привлечение ими субподрядчиков при исполнении муниципального контракта ограничивает доступ к участию в торгах.

Президиум ВАС РФ отменил постановление суда кассационной инстанции, оставил без изменений постановление суда апелляционной инстанции и указал следующее. Ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом о госзакупках не исключается применение ст. 706 ГК РФ, которой, в свою очередь, допускается включение в договор подряда условия о личном выполнении подрядчиком работ, к отношениям, возникающим при заключении договора подряда путем проведения торгов, в том числе при размещении государственного (муниципального) заказа. Президиумом ВАС РФ также отмечено, что основной задачей законодательства о размещении государственного (муниципального) заказа является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Кроме того, требование к участникам размещения заказов о запрете на привлечение ими субподрядчиков при исполнении государственного (муниципального) контракта не ограничивает доступ к участию в торгах, поскольку установление такого требования не запрещено законом. Также Президиумом ВАС РФ разъяснено, что условие о выполнении работ, являющихся предметом аукциона (конкурса), без привлечения субподрядчиков может рассматриваться как нарушающее ст. 17 Закона о защите конкуренции, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.

Таким образом, требование государственного (муниципального) заказчика о запрете привлечения подрядчиком субподрядчиков при исполнении соответствующего контракта правомерно, если не будет доказано, что это условие включено в документацию об аукционе (или конкурсную документацию) специально для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту.