Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Государственные закупки
Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по государственным заказам

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

171
арбитражное дело в работе

87
дел по исполнению
решения суда в работе

8
налоговых дел
в работе

6
корпоративных споров
в работе

27
административных споров
в работе


  

Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по государственным заказам

Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по государственным заказам
Нет в наличии
Полное описание
Участие в размещении заказов на право заключить государственный контракт требует немалого вложения сил, времени, а также денежных средств. Одним из важных этапов во всей процедуре размещения заказов является период между признанием участника победителем торгов и заключением контракта.
Порядок действий и сроки на этом этапе прописаны в Федеральном законе № 94-ФЗ (далее – ФЗ № 94), а также в извещениях и документации к торгам. Однако, как показывает практика, победители торгов, уделив недостаточное внимание процедуре заключения контракта, часто совершают различные ошибки. Например, не прикладывают к подписываемому контракту документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта; предоставляют обеспечение исполнения контракта без полного пакета подтверждающих документов и т.п.
Учитывая, что положения ФЗ № 94 не предусматривают права участника на ошибку, как и время для ее исправления, допущение даже незначительных ошибок может привести к крайне неблагоприятным последствиям: участника размещения заказа - победителя торгов признают уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем включают на два года в Реестр недобросовестных поставщиков. В данном случае участник теряет не только денежные средства, перечисленные им в счет обеспечения заявки на участие в торгах, но и в течение двух лет не сможет участвовать в размещении заказов.
На сегодняшний день, анализируя судебную практику и практику контролирующих органов исполнительной власти, можно сделать выводы о том, какие именно причины нарушения участником установленных сроков или порядка не признаются судом уважительными и не имеют значения в подтверждении добросовестности и искреннем намерении участника – победителя торгов, исполнить государственный контракт.
Примеры ошибок и причин их совершения приведены в Таблице. Информация, изложенная в Таблице, поможет Вам правильно оценивать собственные действия, исключить возникновение неблагоприятных обстоятельств, тем самым, снизив минимальные риски на стадии заключения государственного контракта.
 
№ п.п.Ошибки и причины их совершенияРешения судов Примечание
1.

Несоблюдение участником срока предоставления заказчику подписанного контракта, вследствие:

  • Незнания сотрудников компании-участника процедуры проведения электронных торгов (технических моментов работы на площадке) и положений ФЗ № 94

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 г. по делу № А46-10559/2010.

  • Отправки подписанного участником контракта почтой до момента окончания срока предоставления подписанного контракта, в случае, когда контракт был получен заказчиком после истечения такого срока

1. Определение ВАС РФ № ВАС 18368/10 от 21.01.2011 г.;

2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 г. по делу № А56-45231/2009.
В случае когда контракт был получен участником за несколько дней до окончания срока передачи такого контракта заказчику, в разумный срок был подписан участником и направлен заказчику почтой, то имеется вероятность признания такого участника добросовестным и отказа от включения его в РНП (Постановление ФАС Центрального округа от 08.02.2011 г. по делу № А14-7385/2010)
  • Подачи участником в суд заявления о признании размещенного заказа недействительным (в случаях, когда судом не принимались обеспечительные меры по приостановлению размещения заказа)
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 г. по делу № А40-6640/10.
2.
Внесение участником изменений в контракт
  • Подписание участником контракта с протоколом разногласий, в случаях, когда это не предусмотрено ФЗ № 94;
  • Включение в протокол разногласий условий, противоречащих п. 4.1. ст. 41.12. ФЗ № 94 (напр., указание на поставку товара идентичного заявленному в торгах, но не соответствующего ему по марке, модели, производителю, и др.).

1. Определение ВАС РФ № ВАС-2138/11 от 11.03.2011 г.;

2. Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2011 г. по делу № А65-11278/2010;

3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2011 г. по делу А63-4595/2010;

4. Определение ВАС РФ № ВАС-15660/10 от 06.12.2010 г..

ФЗ № 94 допускает подписание договора с протоколом разногласий только при заключении контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме (ОАЭФ).

При этом протокол разногласий составляется участником только в том случае если положения проекта контракта, не соответствуют извещению о проведении ОАЭФ, документации об ОАЭФ и заявке на участие этого участника в ОАЭФ.

Письмо в адрес заказчика с просьбой об изменении сроков поставки или отказе от заключения контракта Постановление ФАС Поволжского округа от 23.12.2010 г. по делу № А55-3340/2010.

Участник не может быть включен в РНП в случае, когда заказчик не направлял такому участнику проект контракта на подписание, даже если участник письменно отказался от его заключения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2011 по делу № А32-16630/2010).

3.Подписание контракта без приложения необходимых документов
  • Предоставление в качестве обеспечения исполнения контракта документа, не предусмотренного ФЗ (договор страхования, банковская гарантия, выданная страховой компанией)

1. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 г. по делу № А40-69587/2010;

2. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 г. по делу № А81-2555/2010.
  • Предоставление заказчику подписанного контракта без предоставления обеспечения в полном объеме (напр., направление заказчику в качестве обеспечения договора поручительства без подтверждающих документов: полномочий поручителя, сведений о поручителе)
Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2011 г. по делу № А40-52537/2010.
  • Направление контракта заказчику без предоставления приложений являющихся его неотъемлемой частью (например, сертификат)
Решение арбитражного суда г. Москвы  от 26.02.2010 г. по делу № А40-147918/09.

 
На сегодняшний день судебную практику по рассматриваемому в данной статье вопросу нельзя признать сформировавшейся. Решения судов часто меняются в зависимости от обстоятельств того или иного дела. 
Решения судов, принимаемые в пользу участников, на мой взгляд, содержат правильные и справедливые выводы, которые сводятся к тому, что включение сведений о лице в реестр
недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное
поведение, выразившееся в намеренном уклонении либо немотивированном отказе от заключения контракта. 
При этом необходимо устанавливать вину лица, допустившего нарушение, принимать во внимание обстоятельства и причины, которые привели к нарушению тех или иных положений ФЗ № 94, а также оценивать соразмерность последствий привлечения лица к ответственности допущенному нарушению.


Хлебникова Александра Владимировна
Старший специалист
Юридическая фирма Тюмень