Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Государственные закупки
Комментарий к некоторым положениям Федерального закона № 94-ФЗ и ст.445 Гражданского кодекса РФ

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

158
арбитражных дел в работе

104
дела по исполнению
решения суда в работе

8
налоговых дел
в работе

6
корпоративных споров
в работе

25
административных споров
в работе


  

Комментарий к некоторым положениям Федерального закона № 94-ФЗ и ст.445 Гражданского кодекса РФ

Комментарий к некоторым положениям Федерального закона  № 94-ФЗ и ст.445 Гражданского кодекса РФ
Нет в наличии
Полное описание

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и/или муниципальных нужд» размещение заказа – это действия заказчиков, направленные на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных и/или муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров. Законом предусмотрены 3 основных способа размещения заказа, а именно: 1) конкурс 2) аукцион , в том числе аукцион в электронной форме 3) запрос котировок. 

Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона нарушение предусмотренных законом положений о размещении заказа является основанием признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченного органа (ФАС России). 

Таким образом, при обращении в суд с иском о признании недействительным заказа заинтересованное лицо простит признать недействительным размещение заказа, произведенное в соответствующе форме, а именно – признать недействительным конкурс, аукциона, запрос котировок.

Однако, в результате анализа судебной практики по соответствующим делам можно прийти к выводу, что не всегда суд может признать недействительным конкурс, аукцион или запрос котировок. Это невозможно в следующих случаях.

Так, если к участию в торгах допущено только одно лицо, а заявки остальных лиц признаны несоответствующими требованиям документации по торгам, либо подана всего одна заявка и лицо допущено к участию в торгах, торги признаются несостоявшимися. В таком случае невозможно признать конкурс, аукцион или запрос котировок не состоявшимися. Это вывод суды обосновывают тем, что в таком случае договор с единственным участником торгов заключается в общем порядке – в порядке, предусмотренном ст. 445 Гражданского кодекса.

Статья 445 ГК РФ посвящена регулированию отношений, возникающих в случае заключения договора в обязательном порядке. Действительно, ведь и для заказчика, и для лица, признанного единственным участником торгов, заключение государственного контракта, или в установленных случаях – гражданско-правового договора, является обязательным. Таким образом, в случае признания торгов несостоявшимися заявка участника рассматривается как оферта. Заказчик в свою очередь должен известить об акцепте оферты в течении определенного срока. В ГК РФ этот срок равен 30 дням. По Федеральному закону № 94-ФЗ, с учетом недобросовестности заказчика и/или участника, задержкой обмена соответствующими документами, возможных протоколов разногласий (которые могут быть когда договор, направляемый участнику торгов, отличается от проекта договора, который был представлен в документации на торги) такой срок никак не должен превысить 30 дней. 

Однако, представляется что такая позиция не вполне обоснована. Ведь Федеральный закона № 94-ФЗ для того и принят, что бы установить специальный порядок заключения договоров. Торги являются размещением заказов (согласно терминологии, используемой этим законом). Кроме того, понятия, используемые в 94 законе все же шире тех общих понятий, которые приняты к Гражданском кодексе.

Так например, исходя из общих положений гражданского законодательства, аукцион – это способ заключения договора, при котором используется такая процедура как повышение или понижение начальной цены. Такое повышение/понижение производится по шагам (исходя из понятия «шаг аукциона»). 

Однако, аукцион в понимании Закона о размещении заказов – это не только повышение/понижение цены. В главе, посвященной аукциону, есть положения о содержании аукционной документации, требованиям к заявкам. При чем в заявке есть две части. Из них предлагаемой цене посвящена только вторая часть заявки. Но комиссия по торгам сначала рассматривает первую часть заявки. Кроме того, аукцион не всегда проводится путем повышения/понижения цены по шагам аукциона. Часто бывает так, что вторая часть заявки содержит одно единственное предложение по цене, и аукцион проводится путем сопоставления цен, указанных в заявках участников.

И тем не менее, практика складывается именно таким образом. Поэтому заинтересованным лицам следует внимательно отнестись к требованиям, которые они предъявляют суду. Так, признавать незаконными необходимо не конкурс/аукцион/запрос котировок, а размещение заказа. Если же заинтересованное лицо признает незаконным конкурс/аукцион/запрос котировок, необходимо требовать незаконным также соответствующий протокол о признании торгов недействительными. 

Э. А. Сангаджиева


Юридическая фирма Москва