Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Банкротство и ликвидация
Банкротство страховых организаций: процедура и особенности

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

171
арбитражное дело в работе

87
дел по исполнению
решения суда в работе

8
налоговых дел
в работе

6
корпоративных споров
в работе

27
административных споров
в работе


  

Банкротство страховых организаций: процедура и особенности

Банкротство страховых организаций: процедура и особенности
Нет в наличии
Полное описание

Банкротство страховых организаций регулируется ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ), где данному вопросу посвящен § 4 гл. IX. В нем установлены особенности процедуры банкротства страховых организаций, полномочия временной администрации, стадии банкротства и др. Правовое регулирование страховых организаций в РФ осуществляется также на основании положений Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

В соответствии со ст.ст. 183.16, 184.2 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ под банкротством страховой организации понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:

  1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения. В отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная ФЗ или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора страхования;
  2. не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
  3. стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  4. платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

Процедура банкротства является крайней мерой в процессе ликвидации страховой организации. Для предотвращения банкротства ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ предусмотрена определенная процедура, которая включает в себя следующие этапы:

1. осуществление мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 183.1 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. При этом сроки применения процедур для восстановления платежеспособности не могут превышать шесть месяцев с даты возникновения оснований для принятия таких мер. Кроме того, для введения мер по предупреждению банкротства необходимы основания, предусмотренные в ст. 183.2. ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. На данном этапе контрольный орган в течение тридцати рабочих дней с даты получения плана восстановления платежеспособности принимает решение о назначении временной администрации. Контрольный орган в указанный месячный срок проводит выездную проверку, по результатам проверки и анализа плана данный орган при наличии признаков банкротства подает заявление о признании страховой организации банкротом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2011г. № 270 функции контрольного органа в сфере страховой деятельности осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

В отношении страховых организаций предусмотрены дополнительные основания применения мер по предупреждению банкротства:

  1. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного контрольным органом;
  2. неоднократное нарушение в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого нарушения установленных контрольным органом требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;
  3. отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности;
  4. приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  5. ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.

2. В случае, если есть возможность предупреждения банкротства, временная администрация проводит ряд соответствующих действий. Цель создания временной администрации – это восстановление платежеспособности страховой организации. Деятельность этого органа урегулирована в ст.ст. 183.6-183.8, 183.10-183.15 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Максимальный срок деятельности временной администрации не может превышать девяти месяцев, общий срок – от трех до шести месяцев (п. 1 ст. 183.12 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Временная администрация проводит анализ финансового состояния страховой организации, результат которого представляет в установленный срок в контрольный орган. Последний принимает одно из следующих решений:

  • об обращении временной администрации в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом;
  • о проверке временной администрацией обеспечения исполнения обязательств страховой организации и последующей подготовке мер по предупреждению ее банкротства при поступлении в контрольный орган документов об обеспечении участниками организации или иными лицами исполнения обязательств организации.

3. Если восстановление платежеспособности страховой организации невозможно, то наступает процедура банкротства. Ее особенностью является то, что финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются в отношении страховых организаций. В установленных законом случаях наблюдение также не применяется (ст. 183.17 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

В соответствии со ст.ст. 183.19, 184.4 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ заявление о признании страховой организации банкротом может подаваться контрольным органом, временной администрацией, конкурсным кредитором, профессиональным объединением, а также лицами, указанными в ст. 7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. При этом к заявлениям контрольного органа и временной администрации предъявляются требования, закрепленные в ст.ст. 183.20-183.22 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

4. В отношении судебного разбирательства по делу о банкротстве законом предусмотрен специальный срок рассмотрения данного дела судом, а именно четыре месяца со дня принятия арбитражным судом заявления о признании организации банкротом до вынесения решения, если дело возбуждается по заявлению временной администрации (ст. 183.24 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Что касается заявления требований кредиторов, то порядок действий установлен в ст. 183.26 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Так, в целях участия в деле о банкротстве организации кредиторы вправе заявить свои требования к организации:

  1. в ходе наблюдения в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения;
  2. в ходе конкурсного производства в течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании организации банкротом.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, финансовую организацию и арбитражному управляющему с приложением документов, подтверждающих обоснованность этих требований.

Далее рассмотрим непосредственно особенности процедуры банкротства страховой организации. Установленные ст. ст. 184.1 - 184.11 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ особые правила банкротства организаций-страховщиков призваны максимально обеспечить интересы страхователей, для чего предусмотрено приоритетное удовлетворение требований кредиторов, в роли которых выступают страхователи.

Первое, на что нужно обратить внимание, это наличие у страхователя права отказаться в одностороннем порядке от договора страхования в течение месяца с даты получения уведомления конкурсного управляющего о признании страховой организации банкротом. Это право предусмотрено в ст. 184.5 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования включаются в реестр требований кредиторов в порядке очередности по правилам ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Основными целями конкурсного производства являются формирование и реализация конкурсной массы с последующим как можно более полным удовлетворением требований кредиторов в соответствии с принципами очередности, соразмерности, пропорциональности. Для страхователя (выгодоприобретателя) конкурсное производство может иметь следующие последствия.

  1. Полное удовлетворение требования страхователя (выгодоприобретателя) в процессе конкурсного производства. В данном случае страхователь получает страховую выплату, рассчитанную на момент признания страховщика банкротом. Выгодоприобретатель получит страховую выплату, рассчитанную на момент страхового случая или признания должника банкротом (в зависимости от условий договора страхования). Если конкурсное производство продлится долго или в период сильной инфляции, страхователь несет на себе риск снижения реальной стоимости своих активов за счет инфляции.
  2. Частичное удовлетворение требования страхователя в результате конкурсного производства. В этом случае страхователь несет риск частичной потери номинальной стоимости активов, а также инфляционный риск.
  3. Отказ в удовлетворении требования страхователя в результате отсутствия средств. Как известно, при страховании жизни страховая компания принимает на себя не только страховой, но инвестиционный риск. Как отмечается специалистами, именно инвестиционные риски являются в России наиболее опасными. В нормальной ситуации страховая компания минимизирует инвестиционные риски за счет проведения взвешенной инвестиционной политики. В российских условиях это практически невозможно.

В ходе конкурсного производства производится продажа имущественного комплекса страховой организации, который включает в себя все виды имущества организации, в том числе страховой портфель. В свою очередь, страховой портфель – это договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим страховую деятельность. При выявлении после определения состава страхового портфеля договоров страхования, обязательства по которым не переданы в составе страхового портфеля, обязательства по таким договорам не подлежат включению в состав страхового портфеля.

При этом покупателем имущественного комплекса может быть только страховая организация, имеющая лицензии контрольного органа на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 184.7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его покупателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства все договоры страхования, которые заключены такой организацией в качестве страховщика и по которым страховой случай не наступил на дату принятия указанного решения, прекращаются, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 184 Закона о банкротстве. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, прекратившимся по вышеизложенным основаниям, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, если иное не предусмотрено федеральным законом. Страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым страховой случай наступил до момента принятия арбитражным судом решения о признании страховой организации банкротом и об открытии конкурсного производства, имеют право требовать осуществления страховой выплаты (ст. 185 Закона о банкротстве).

Погашение требований кредиторов основано на двух главных принципах: соразмерности и очередности. Принцип соразмерности сформулирован в п. 3 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Все требования кредиторов можно разделить на две большие группы: текущие (внеочередные) и очередные. При этом наибольший приоритет имеют текущие (внеочередные) требования, которые удовлетворяются за счет конкурсной массы "вне очереди" и к которым относятся денежные обязательства и обязательные платежи должника, возникшие после принятия заявления о признании его банкротом. Кредиторы по текущим обязательствам не приобретают статус лиц, участвующих в деле о банкротстве, их требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов, но в соответствии с п. 1 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ удовлетворяются за счет конкурсной массы. При этом в указанной группе требований также установлена очередность их удовлетворения.

Вторая основная группа требований кредиторов - это "очередные" требования, под которыми традиционно понимаются требования, вносимые в реестр кредиторов. Расчеты с "очередными" кредиторами осуществляются в соответствии с реестром требований кредиторов, составленного на основании предъявленных кредиторами требований, в порядке очередности, установленной п. 4 ст. 134 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ с особенностями, определенными ст. 184. 10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.

Отдельно нужно обратить внимание на особенности удовлетворения требований кредиторов страховой компании, предусмотренные ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Так, в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока. К гарантиям страхователей можно отнести и то, что при принятии решения о признании страховой компании банкротом и об открытии конкурсного производства все заключенные компанией-банкротом договоры страхования, по которым не наступил страховой случай, прекращаются.

Вопрос о договорах страхования, заключенных с должником до признания его банкротом, решается следующим образом: последствия для исполнения договоров зависят от того, наступил ли страховой случай до принятия судом решения о банкротстве или нет.

В первом случае страхователи получают право требовать от конкурсного управляющего осуществления страховых выплат. По ст. 184.5 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ страхователи или выгодоприобретатели по договорам страхования, по которым наступил страховой случай, сохраняют право требовать выплаты причитающейся им страховой суммы.

Если же страховой случай не наступил, то следует или считать соответствующие договоры прекратившимися. Если же в рамках конкурсного производства возникает вопрос о продаже имущественного комплекса, то данные договоры прекращенными не будут, а будет допущена продажа по ним прав и обязанностей (ст. 184.7 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ). При этом в соответствии с п. 6. ст. 184.9 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ страхователи или выгодоприобретатели по таким договорам имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплаты выкупных сумм.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В то же время заявления о включении требований в реестр кредиторов, поступившие после его закрытия, но до ликвидации должника, рассматриваются арбитражным судом и на основании его решения подлежат включению "за реестр". За реестр включаются также и требования уполномоченных органов, которые были заявлены после закрытия реестра кредиторов, требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления. Все указанные требования составляют некий отдельный список и подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований, включенных в реестр (п. 4 ст. 142 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ). При этом "зареестровые" требования удовлетворяются также в порядке очередности, аналогичной установленной в п. 4 ст. 134 и ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ. Необходимо отметить, что и требования кредиторов, которые поступили после ликвидации должника, должны приниматься к производству арбитражным судом, рассматриваться в судебном заседании с дальнейшим прекращением по ним производства на основании п. 5 ст. 150 АПК РФ.

Банкротство является одним из способов ликвидации юридического лица и влечет прекращение его деятельности. После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - страховой организации из государственного реестра юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению (ст. 149 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Одной из главных особенностей конкурсного производства в отношении страховых организаций является очередность удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с нормой ст. 184.10 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

  1. в первую очередь - требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;
  2. во вторую очередь - требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;
  3. в третью очередь - требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;
  4. в четвертую очередь - требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;
  5. в пятую очередь - требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

Анализируя законодательство о банкротстве страховых организаций, можно сделать вывод о том, что оно направлено на гарантированную защиту имущественных прав (интересов) страхователей.

На основании вышеизложенного, можно прийти к следующим выводам:

  1. Банкротство страховых организаций – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из признаков банкротства, установленных в законодательстве. Это крайняя мера, необходимость которой возникает в случае невозможности восстановления платежеспособности.
  2. Банкротство страховых организаций обладает рядом особенностей, которые обусловлена спецификой деятельности данных организаций.
  3. До введения процедуры банкротства временная администрация должна совершить ряд действий, направленных на восстановление платежеспособности организации. Если на основе анализа финансового состояния это сделать невозможно, начинается процедура банкротства.
  4. Процедура банкротства страховых организаций отличается исключением таких этапов, как финансовое оздоровление и внешнее управление; измененным перечнем лиц, которые могут обращаться с заявлением о признании организации банкротом; установленными в законе сроками; порядком удовлетворения требований кредиторов третьей очереди и др.
  5. Рассматриваемая процедура завершается утверждением арбитражным судом отчета конкурсного управляющего и исключением страховой организации из государственного реестра юридических лиц.

Галактионова Олеся.


Юридическая фирма