Оставить
online-заявку
+7 (495) 797-20-30
8 (800) 700-91-39
Лица
Ликвидация юридических лиц: с долгами и без

Заказ звонка

*
*
Планируете обращение в арбитражный суд? 
Узнайте стоимость наших услуг:

Или позвоните нам и узнайте подробности прямо сейчас 
+7 (495) 797-20-30

  • +7 (495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
  • (бесплатный звонок по РФ)
  • ММДЦ «Москва-Сити», башня «Империя»
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России


  

Ликвидация юридических лиц: с долгами и без

Ликвидация юридических лиц: с долгами и без
Нет в наличии
Полное описание
В настоящий момент российским законодательством предусмотрено четыре способа ликвидации юридического лица: по инициативе налоговой инспекции, по инициативе суда, в результате банкротства, по инициативе самого юридического лица.

Возможность ликвидации юридического лица по инициативе ФНС предусмотрена ст. 64.2 ГК РФ, а порядок – ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, отсутствие хотя бы одной операции по любому банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности (налоговая декларация) в течение двенадцати месяцев, предшествующих исключению юридического лица из реестра, являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом одновременное соблюдение всех условий (годичный срок, отсутствие движений по счетам, отсутствие налоговой отчетности) обязательно для принятия решения об исключении юридического лица.

Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати, вместе с которым публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра. Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, после чего такое юридическое может быть ликвидировано только в общем порядке.

При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой инспекции решение собственников организации не является обязательным. Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 1 постановления от 20.12.2006 г. № 67, следует, что юридические лица, имеющие признаки, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут быть исключены из ЕГРЮЛ вне зависимости от того, имеется ли решение собственника о ликвидации такого юридического лица.

Решение налогового органа о признании юридического лица может быть признано недействительным в судебном порядке. Как разъяснено в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. № 891-О-О, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров, возникающих в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица, деятельность которого связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Основанием для признания решения налогового органа недействительным является несоблюдение требований, установленных в ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 28.04.2014 г. № Ф05-3288/14 по делу № А41-38665/13 суд признал недействительным решение налогового органа о ликвидации общества, указав, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для исключения общества из ЕГРЮЛ, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку на момент совершения регистрационных действий налоговый орган располагал сведениями об осуществлении обществом своей деятельности. Как разъяснил суд, наличие условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренных законодательством, само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности с другими фактическими обстоятельствами дела.

Другой пример признания недействительным решения налогового органа, нарушавшего процессуальные правила исключения из реестра недействующего юридического лица, зафиксирован в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2014 г. по делу № А75-7621/2013, согласно которому суд признал недействительными действия налогового органа по исключению общества из ЕГРЮЛ, указав, что налоговым органом были нарушены правила публикации сведений о принятом решении и порядок внесения записи в реестр юридических лиц. Как указал суд, в нарушение п. 3 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в публикации о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о порядке и сроке направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение.

Стоит отметить, что в большинстве случаев в признании недействительным решений налоговых органов об исключении недействующих организаций из реестра суды отказывают, так как условия и порядок исключения из реестра уполномоченным органом в большинстве случаев соблюдаются.

К примеру, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.08.2014 г. по делу № А56-27916/2013 суд установил, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, общество не представляло документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковским счетам. Таким образом, руководствуясь положениями ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд отказал в признании недействительным решения налогового органа о предстоящем исключении общества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Подобные формулировки содержатся во множестве постановлений, к примеру, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2014 г. по делу № А56-65799/2013, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2014 г. по делу № А56-57942/2013.

Основания ликвидации юридического лица в судебном порядке предусмотрены ч. 3 ст. 61 ГК РФ. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В законе указано, что перечень оснований для судебной ликвидации организации, предусмотренный в ГК РФ, не является исчерпывающим, а иные основания могут быть предусмотрены федеральными законами.

При этом следует иметь в виду, что при рассмотрении судом подобной категории дел, необходимо учитывать грубость, количество и устранимость нарушений, совершенных юридическим лицом.

Так, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 г. по делу № А78-5799/2012 суд, разъясняя порядок применения абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ (ныне действует новая редакция ГК с измененной нумерацией абзацев, однако смысл и содержание остались прежними) и ссылаясь на п. 23 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г., п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84, Постановление КС РФ от 18.07.2003 г. № 14-П, отметил, что в рассматриваемом случае общество-нарушитель могло быть ликвидировано в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц. Как подчеркнул суд, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Закон не возлагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в случае выявления допущенных обществом нарушений закона. Такие нарушения должны быть настолько существенными, что позволили бы суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности общества.

Ликвидация юридического лица по результатам процедуры банкротства предусмотрена ч. 6 ст. 61, ст. 65 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 149 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в ходе процедуры банкротства, а именно конкурсного производства, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, а согласно ч. 4 той же статьи, с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным. Таким образом, при завершении процедуры банкротства организации запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица вносится после завершения процедуры конкурсного производства и вынесения судом определения о завершении конкурсного производства.

При этом не стоит забывать, что согласно закону требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Чтобы не допустить ущемления прав кредиторов при завершении конкурсного производства, законодательно предусмотрена возможность обжаловать определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, в результате чего исполнение определения приостанавливается на срок рассмотрения жалобы. Таким образом, ликвидация организации по результатам завершенной процедуры конкурсного производства для такого лица неизбежна и безальтернативна. Дальнейшее рассмотрение иных процедур банкротства в рамках рассматриваемого вопроса производиться не будет.

Наконец, опишем правовые особенности ликвидации юридического лица по его собственной инициативе. Ч. 2 ст. 61 фиксирует возможность добровольной ликвидации юридического лица, основанием для которой является решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Причем с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Под обязательствами перед кредиторами в понимании названной нормы подразумевается не только задолженность перед контрагентами, но и обязательства по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

Так, согласно ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после принятия решения о ликвидации об этом уведомляется налоговый орган по месту нахождения ликвидируемой организации. Лица, принявшие решение о ликвидации организации, также уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. К решению о ликвидации должны быть приложены ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документы, указанные в п. «г» ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Налоговым органом, в свою очередь, в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что организация находится в процессе ликвидации. Внесение соответствующей записи исключает внесение каких-либо иных изменений в ЕГРЮЛ, государственная регистрация их изменений не допускается.

Ликвидационная комиссия публикует в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке (не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения) заявления требований его кредиторами. Кроме того, она принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Последствиями такого «неуведомления», т.е. отсутствия доказательств помещения соответствующего сообщения в определенные законом СМИ с определенной периодичностью, будет невозможность правомерного завершения юридической процедуры ликвидации, возможность признания такой регистрации недействительной в судебном порядке.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. При этом, если при ликвидации организации ликвидатор нарушил вышеуказанные правила уведомления кредиторов, то добросовестный кредитор вправе оспорить в судебном порядке запись, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц, о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, что, в частности, подтверждается на практике постановлением Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12, определением ВАС РФ от 26.10.2012 г. № ВАС-11925/12, где судом установлено нарушение обязанности ликвидатора по уведомлению кредиторов о предстоящей ликвидации, а также принципа разумной и добросовестной деятельности в интересах ликвидируемого юридического лица и кредиторов.

Отдельно стоит отметить, что при наличии вступивших в силу решений суда и принудительном взыскании задолженности в порядке 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу п.6 ч.1 ст.47 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», при ликвидации должника-организации исполнительные документы направляются в ликвидационную комиссию или ликвидатору, а исполнительное производство оканчивается по постановлению судебного пристава-исполнителя, при этом все ранее вынесенные судебным приставом-исполнителем ограничения подлежат отмене.

После окончания срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержится состав имущества, имеющегося у ликвидируемой организации, а также перечень требований как неподтвержденных судебными решениями, так и подтвержденных. Требования, удовлетворенные вступившими в силу судебными решениями, должны входить в промежуточный ликвидационный баланс независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией, а сам промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями или участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

В целом, если кредитор полагает, что добровольной ликвидацией организации нарушены его права, он может защитить их подачей в суд заявления к налоговому органу о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации-должника в связи с ликвидацией, а также к ликвидатору об оспаривании его действий в части неисполнения требований законодательства при ликвидации общества.

Кредиторы также могут предъявить иск непосредственно к ликвидатору (ликвидационной комиссии) с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период добровольной ликвидации организации. Анализируя судебную практику, можно сказать, что продолжительное время шансы кредиторов на удовлетворение подобных исков были минимальны. Но с изданием постановления от 04.12.2012 г. № 9632/12 Президиум ВАС РФ сформировал новый подход к указанной проблеме.

Отдельно стоит отметить, что последние примеры из судебной практики все чаще подтверждают, что неуведомление кредитора при добровольной ликвидации – не повод оспорить запись в ЕГРЮЛ, а несоблюдение требования закона об уведомлении кредиторов не считается основанием для признания ликвидации недействительной.

К примеру, позиция ВАС РФ в определении ВАС РФ от 08.07.2008 г. № 8239/08, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 г. по делу № А21-30/2007, Дальневосточного округа от 26.08.2010 г. № Ф03-5941/2010 и Уральского округа от 18.11.2008 г. № Ф09-8480/08-С4 основана на том, что факт неуведомления кредиторов не означает, что решение о государственной регистрации ликвидации не соответствует закону, и не позволяет признать это решение недействительным. Аргументируя свою позицию, суд говорит, что при наличии непогашенной задолженности кредитор не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы знать о финансовом состоянии своего контрагента. Таким образом, часть судей считает, что кредитор сам должен принимать меры, чтобы иметь возможность предъявить требования ликвидируемому должнику в установленный законом двухмесячный или иной заявленный срок с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации».

Также стоит обратить внимание на то, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным, в результате чего добровольная ликвидация прекращается и начинается процедура банкротства, проходящая в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Следует иметь в виду, что общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила. Названное положение закона вполне логично, так как организация, желающая прекратить деятельность путем добровольной ликвидации, не может быть подвергнута процедуре санирования, наблюдения, внешнего управления из-за того, что действительная воля уполномоченных лиц была направлена именно на прекращение деятельности, которая при недостаточности имущества может быть реализована посредством именно конкурсного производства, за которым также следует ликвидация юридического лица, а не иная процедура. Так, если в процессе добровольной ликвидации будет установлен факт недостаточности имущества, то организация будет ликвидирована уже по результатам завершения процедуры конкурсного производства.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией порядке, установленном ст. 64 ГК РФ, а после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

Проанализировав судебную практику, скажем, что наиболее типичные варианты злоупотребления со стороны ликвидаторов или организации, находящейся в процедуре добровольной ликвидации, заключаются в: непринятии мер к выявлению кредиторов; неуведомлении кредиторов в письменной форме о ликвидации общества; злостном уклонении от получения требований кредиторов; невключении требований кредиторов в промежуточный ликвидационный баланс; невыполнении установленной ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанности по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого общества банкротом.

Названные виды нарушений порядка ликвидации юридического лица, за исключением неуведомления кредиторов о ликвидации, свидетельствуют о нарушении положений ст. ст. 61 – 64 ГК РФ, а также ст. ст. 21, 23 Закона № 129-ФЗ, что, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12 по делу № А55-15285/2011, в силу абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ, является безусловным основанием для признания записи в ЕГРЮЛ о ликвидации недействительной.

Вместе с тем, для своевременной подачи иска о признании записи в ЕГРЮЛ о ликвидации недействительной кредитор должен действовать осмотрительно и отслеживать через доступные источники информацию о своем должнике. Однако даже в случае пропуска срока на оспаривание решения регистратора о ликвидации должника кредитор вправе предъявить требование к ликвидатору или членам ликвидационной комиссии.

Если процедура добровольной ликвидации юридического лица прошла без нарушений, а запись о ликвидации не оспорена в судебном порядке, то процедура считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Таким образом, действующее российское законодательство предусматривает четыре основных способа ликвидации юридического лица: по инициативе налоговой инспекции, по инициативе суда, в результате банкротства, по инициативе самого юридического лица. Ликвидация, прошедшая с нарушением процедур, установленных ГК РФ и иными законами, может быть оспорена заинтересованными лицами в судебном порядке, в результате чего запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации может быть аннулирована, а юридическое лицо – восстановлено. При этом истцу необходимо доказать обстоятельства, на которые тот ссылается.

Добросовестные и основанные на законе действия ликвидатора и регистрирующего органа, а также последовательность в действиях кредиторов – залог успешного соблюдения баланса интересов как ликвидируемой организации, так и лиц, перед которыми имеется задолженность.

Жмаков В.А.


Юридическая компания Москва