Выбрать регион: ______
>

Исполнительное производство в случаях, если должник является государственным учреждением

Главная
Комментарии к законодательству
Другое
Исполнительное производство в случаях, если должник является государственным учреждением
Нет в наличии
Полное описание

В этой статье речь пойдет об особенностях имущественного взыскания с государственных учреждений. Стоит сразу оговориться, что сам по себе процесс исполнения решения казенным учреждением строго регламентирован Бюджетным кодексом РФ, а именно гл. 24.1, которая предполагает определенный порядок действий со стороны как взыскателя, так и должника. 

К исполнительному документу, направляемому взыскателем или судом, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.

Важным момент для взыскателя является грамотное составление заявления и отсутствие ошибок в прилагаемых документах, так как несоответствие последних ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является одним из оснований для возврата заявления.

Бюджетный кодекс дает исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления, а именно:

  1. непредставление какого-либо документа, указанного в п.2 ст.242.1;
  2. несоответствие документов, указанных выше требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
  3. нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа;
  5. представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
  6. представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
  7. невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.

Стоит отметить, что возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению.

Отличительной особенностью в порядке исполнения судебных актов государственными учреждениями является то, что взыскание может быть осуществлено исключительно за счет средств бюджета. То есть законодатель не предусмотрел возможности обращения взыскания на движемое и недвижимое имущество казенного учреждения. На этот счет Президиум ВАС РФ сформировал четкую позицию. Информационным письмом от 14.07.1999 года №45 «Об обращении взыскания на имущество учреждений».

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. 

Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

С учетом изложенного позиция ВАС РФ означает, что в случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

Механизмом воздействия взыскателя на всех этапах обращения взычкания на средства бюджета прост. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном Бюджетным кодексом РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в Арбитражный суд, который выносил решение по делу.

Порядок обращения взыскания на средства бюджета субъекта РФ, а так же местного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных казенных учреждений.

Теперь поговорим непосредственно о порядке взыскания. Он схож в случае взыскания с муниципальных казенных учреждений и учреждений субъектов РФ. Разница заключается лишь в том, какой именно орган ведет счет учреждения. Итак, по порядку.

  1. Исполнительный документ направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
  2. Не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа этот орган направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
  3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
    Для исполнения исполнительного документа должник одновременно с вышеуказанной информацией, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
  4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов в целях исполнения исполнительного документа.
  5. Далее орган местного самоуправления или государственной власти РФ, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, обеспечивает выделение объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
  6. Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
  7. В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
  8. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления или государственного органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
  9. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

Так же законодатель предусматривает санкции за нарушение должником установленного порядка исполнения судебного решения.

При нарушении вышеупомянутых требований, установленных БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.

Операции по лицевым счетам казенного учреждения не приостанавливаются при предъявлении должником документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней обязан проинформировать об этом взыскателя.


Юрист
ООО «Юридическая компания «ЛЕКС»

Глейзер М.Р.


Юридическая компания Москва

  Вверх
Спасибо
Запрос отправлен. В ближайшее время свяжемся с Вами.
Закрыть