Полное описание
В этой статье речь пойдет об особенностях имущественного взыскания с государственных учреждений. Стоит сразу оговориться, что сам по себе процесс исполнения решения казенным учреждением строго регламентирован Бюджетным кодексом РФ, а именно гл. 24.1, которая предполагает определенный порядок действий со стороны как взыскателя, так и должника.
К исполнительному документу, направляемому взыскателем или судом, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.
Важным момент для взыскателя является грамотное составление заявления и отсутствие ошибок в прилагаемых документах, так как несоответствие последних ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является одним из оснований для возврата заявления.
Бюджетный кодекс дает исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления, а именно:
- непредставление какого-либо документа, указанного в п.2 ст.242.1;
- несоответствие документов, указанных выше требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;
- нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа;
- представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
- представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
- невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
Стоит отметить, что возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению.
Отличительной особенностью в порядке исполнения судебных актов государственными учреждениями является то, что взыскание может быть осуществлено исключительно за счет средств бюджета. То есть законодатель не предусмотрел возможности обращения взыскания на движемое и недвижимое имущество казенного учреждения. На этот счет Президиум ВАС РФ сформировал четкую позицию. Информационным письмом от 14.07.1999 года №45 «Об обращении взыскания на имущество учреждений».
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
С учетом изложенного позиция ВАС РФ означает, что в случае недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.
Механизмом воздействия взыскателя на всех этапах обращения взычкания на средства бюджета прост. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном Бюджетным кодексом РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в Арбитражный суд, который выносил решение по делу.
Порядок обращения взыскания на средства бюджета субъекта РФ, а так же местного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных казенных учреждений.
Теперь поговорим непосредственно о порядке взыскания. Он схож в случае взыскания с муниципальных казенных учреждений и учреждений субъектов РФ. Разница заключается лишь в том, какой именно орган ведет счет учреждения. Итак, по порядку.
- Исполнительный документ направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
- Не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа этот орган направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
- Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа должник одновременно с вышеуказанной информацией, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
- При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов в целях исполнения исполнительного документа.
- Далее орган местного самоуправления или государственной власти РФ, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, обеспечивает выделение объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
- Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
- В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
- В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления или государственного органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
- Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
Так же законодатель предусматривает санкции за нарушение должником установленного порядка исполнения судебного решения.
При нарушении вышеупомянутых требований, установленных БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.
Операции по лицевым счетам казенного учреждения не приостанавливаются при предъявлении должником документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней обязан проинформировать об этом взыскателя.
Юрист
ООО «Юридическая компания «ЛЕКС»
Глейзер М.Р.
Юридическая компания Москва