Выбрать регион: ______
>

Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ № 9646/11 по делу № А40-97868/10-21-538

Главная
Комментарии к законодательству
Другое
Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ № 9646/11 по делу № А40-97868/10-21-538
Нет в наличии
Полное описание

1 декабря 2012 года Президиумом ВАС РФ было вынесено Постановление № 9646/11 по делу № А40-97868/10-21-538. Согласно данному постановлению «если недвижимое имущество может быть использовано только для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, то включение этого имущества в перечень государственного (муниципального) имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование названным субъектам, после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ неправомерно, поскольку препятствует выкупу арендуемого имущества на основании данного Федерального закона».

Очень часто перед субъектами малого и среднего предпринимательства возникает проблема воспрепятствования органами публичной власти в реализации их преимущественного права на приватизацию арендуемого им недвижимого имущества.
23 апреля 2010 г. Общество обратилось в Департамент имущества с заявлением о выкупе арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Письмом Департамент в выкупе помещения отказал, сославшись на включение имущества в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании отказа незаконным и об обязании Департамента заключить договор купли-продажи арендуемого нежилого помещения.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, что было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций. 

Однако ВАС РФ в Определении пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора. Судебная коллегия ВАС РФ обратила внимание на отсутствие единообразия в разрешении судами вопроса законности включения недвижимого имущества в Перечень государственного (муниципального) имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам предпринимательства.

Первый подход судов состоит в том, что включение арендуемого имущества в указанный Перечень до обращения субъекта малого и среднего предпринимательства с заявлением о приватизации этого имущества является законным, и, следовательно, у упомянутого субъекта предпринимательства не возникает право на приватизацию на основании Закона № 159-ФЗ.

Кроме того, существует и другой подход к рассматриваемой проблеме. Суды, придерживающиеся этого подхода, связывают решение вопроса о правомерности действий уполномоченных органов по включению имущества, арендуемого субъектами предпринимательства, в Перечень не с моментом обращения с заявлением о выкупе указанного имущества (до или после утверждения Перечня), а с моментом вступления в силу Закона № 159-ФЗ.

Президиум ВАС РФ согласился со вторым подходом, отменил судебные акты нижестоящих инстанций и удовлетворил заявление Общества. 

Таким образом, если недвижимое имущество, включенное в Перечень после опубликования Закона № 159-ФЗ, может быть использовано только в целях предоставления его субъектам предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки этих субъектов, то включение данного имущества в Перечень является препятствием для выкупа названными субъектами арендуемого ими имущества и лишает их прав, предоставленных Законом № 159-ФЗ.


Юридические сайты Тюмень

  Вверх
Спасибо
Запрос отправлен. В ближайшее время свяжемся с Вами.
Закрыть