Полное описание
Следует начать с того, что единого, общепринятого определения термина манипуляции в российском законодательстве нет. Экономический словарь под манипулированием понимает порождаемое с помощью рекламы и других средств распространение информации, слухов для воздействия на покупателей, потребителей с целью создать желаемую ситуацию на рынке.
Упоминание о манипулирование рынком, как о термине, а если быть точнее какие действия попадают под это понятие, приводится в ст.5 ФЗ N 224-ФЗ . В соответствии с указанной статьей манипулированием признаются следующие действия:
- умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет"), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
- совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;
- совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;
- выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;
- неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
- неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;
- неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций.
Таким образом, манипулирование рынком в целом можно определить как действие любого участника или группы участников, направленное на установление искусственного контроля за ценами, с целью создания фальшивой или вводящей в заблуждение видимости активной торговли или с целью поднять или понизить цену, с тем чтобы побудить других участников рынка к покупке или продаже финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, ведущее к целенаправленному изменению курсовой цены фондового инструмента по отношению к нормальной ее величине.
Итак, можно выделить два основных вида манипулирования:
Единичное или ситуационное. Производится одним участником, группой участников в виде одной сделки или серии таких сделок, целью которых является изменение естественной рыночной цены, а также закрепления, фиксации и стабилизации курса.
Манипулирование рынком в целом. Производится путем воздействия на курсовую цену за счет краткосрочного или долговременного проведения сделок большого объема.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, манипулирование явление очень неоднозначное, и установить его весьма не просто. На западе практически везде существуют различные службы, которые отслеживают события, происходящие в торговой системе. В России также создают внутренние службы мониторинга и контроля, а также внедряют новые технологии. Целями создания таких систем является установление справедливого рынка, а также защита их участников от недобросовестной торговли.
В России функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком выполняет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).
ФСФР России создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
До введения в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи 185.3 (манипулирование рынком), к лицам, совершившим действия, направленные на манипулирование рынком, применялась норма статьи 15.30 КоАП. Обязанность привлечения к административной ответственности лежит на ФСФР. К настоящему времени существует практика выявления и доказывания незаконных действий, связанных с манипулированием рынка, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности (к примеру, Определение ВАС Республики Татарстан от 16.05.12г. по делу № 77-638/12, Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.11г. №09АП-31109/2011-АК). Наиболее распространенной формой манипуляции является совершение сделок без экономической целесообразности. Такие сделки обычно приводит к тому, что первоначальный владелец финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара восстанавливает свои права на них, приобретая их в том же объеме и по той же цене, по которой совершалась первая пара взаимных сделок, однако в результате этих сделок вырастает объем торгов этого финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, что формирует инвестиционную привлекательность для участников торгов. Стоит отметить работу и ОАО «Российская торговая система», которое сообщает о нестандартной торговой активности в отношении финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, а также бдительность брокерских компаний, как это произошло в случае с ООО «Компания Брокеркредитсервис» (решение Арбитражного суда города Москвы от 10.10.11г. по делу №А40-72293/11-130-386). На практике, конечно же существует не мало проблем. Одна из проблем касается времени совершения правонарушения, времени выявления и времени применения нормы, в случае, когда нормы изменяются или дополняются. Так к примеру, решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2011г. по делу №А60-21945/2011. «При совершении административного правонарушения и при производстве дела об административном правонарушении положение п.2 ст.51 ФЗ от 22.04.96г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» утратил силу, в связи с чем действия, указанные в данном пункте не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ст.15.30 КоАП». Многочисленны и примеры, когда «манипуляторы рынка» считают, что контролирующий орган нарушает порядок составления протокола об административном правонарушении. Суд в этом случае принимает решение в соответствии с п.4 Постановления ПВС РФ №5 «…указанные нарушения не являются существенными недостатками, не позволившими полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, либо повлекшим существенное нарушение прав и законных интересов».
Так как в России существует принцип презумпции невиновности, ФСФР необходимо доказывать вину «манипуляторов». Понятие вины юридических лиц содержится в ст.2.1 КоАП РФ, при этом в указанной норме отсутствуют формы вины, в отличии от уголовного законодательства. Поэтому не смотря на форму вины, необходимо лишь установить, что у «манипулятора» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность (имелась возможность не совершать не целесообразной экономической сделки), но им не было приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (не приняты меры по недопущению манипулирования ценами финансовым инструментом).
Наряду с трудностями привлечения к административной ответственности появляются проблемы с появлением в Уголовном кодексе статьи 185. 3 (манипулировании рынком). Во-первых, введение новой статьи требует принятия целого комплекса мер для реализации уголовно-правовой нормы на практике. В этот комплекс могут входить:
- принятие новых или уточнение старых нормативных актов, устанавливающих границы преступного;
- разработка методических рекомендаций по выявлению и расследованию данной категории уголовных дел;
- обучение сотрудников основам в сфере финансовых рынков, всей финансовой системе в целом;
- создание новых структур (отделов правоохранительных органов), ориентированных на расследование данной категории уголовных дел, а также создание иных структур способствовавших расследованию.
Разработка различных методик расследования различных преступлений имеет своей целью оказать помощь следствию в расследовании преступлений. Однако частная методика расследования разрабатывается на основе уже сложившейся практики путем обобщения и анализа полученных данных. В ходе анализа и обобщения выявляются типичные следственные ситуации, характерные особенности, лиц совершивших преступление (преступников) особенности места совершения преступления и иные позиции, которые отражаются в методике расследования .
Зачастую возникают такие ситуации, когда в силу различных причин практика применения уголовно-правовой нормы отсутствует. Среди таких норм в настоящее время оказалась норма, регулирующая манипулирование рынком, предусмотренная ст. 185.3 УК РФ.
Проблема манипулирования заключается и в том, что данные общественные отношения, носят специфический характер, и собственно требуют определенных знаний и опыта в сфере финансовых рынков. Экономическая сущность манипулирования рынком значительно затрудняет процесс расследования, так как необходимо провести большой объем работы, чтобы дело дошло до суда.
Собственно из-за отсутствующей практики данная норма осталась лишь декларацией. Практического применения нормы не возникает, так как отсутствует методика, а новые методики не разрабатываются, в силу отсутствия практики расследования. Такая ситуация приводит к тому, что правонарушения в данной сфере остаются безнаказанными и приносят большой экономический ущерб.
Решить проблему возможно не только путем создания методики расследования, но и применение технических (технологических) новаций. Метод расследования должен основываться на данных, полученных комплексной теоретической работой, главной целью которой является построение на основе имеющихся данных методики расследования определенного преступления для дальнейшего применения ее правоохранительными органами.
Данная методика должна обеспечивать правоохранительные органы системой рекомендаций, благодаря применению которых расследование "новых" видов преступлений будет достаточно эффективным. При этом изначально предполагается, что по мере совершенствования данной методики эффективность ее будет возрастать.
Степень законодательной проработанности данного вопроса позволяет определить анализ действующего законодательства в области регулирования финансовых рынков, норм и правил, разработанных в соответствии с законом и применяемых участниками рынка. Отсутствие пробелов также способствует расследованию и помогает правоохранительным органам при формировании доказательств факта манипулирования рынком. Данный аспект очень важен, так как при его отсутствии или недоработки существуют риски отказа в возбуждении уголовного дела, его приостановление или прекращение.
Следует учитывать и опыт контролирующих органов, а именно ФСФР. Так как у них имеется положительная практика выявления и доказывания действий, связанных с манипулированием рынка изучение данной практики особенно ценно для построения методики расследования преступлений.
Особенностью методики расследования манипулирования является предмет доказывания. Предмет доказывания при манипулировании определяется исходя из обстоятельств совершения манипулирования и может различаться в зависимости от способа. В предмет доказывания манипулирования рынком входят обстоятельства распространения ложной информации, а также совершения операций на рынке, которые запрещены действующим законодательством. Данные обстоятельства должны позволить вынести правильное решение по итогам предварительного расследования и судебного разбирательства. Хотелось бы также отметить важную роль экспертизы. Так как именно экспертиза позволяет выявить факт манипулирования, существенное отклонение цены, спроса или предложения. Несомненно, окончательное решение должно приниматься на основе совокупности имеющейся информации.
Также, необходимо использовать и достижения науки. Методика расследования манипулирования находится также во взаимосвязи с другими методиками. В настоящее время разработаны различные методики расследования экономических преступлений, использование опыта которых дает важную информацию в разработке данной методики.
Взаимосвязь различных методик позволяет вырабатывать общие подходы к расследованию определенной категории дел, создавая более общую систему рекомендаций. Разработка методических рекомендаций для различных преступлений на финансовом рынке позволяет создать обобщенную методику расследования данной группы преступлений.
Для того чтобы методика расследования манипулирования была эффективна она должна содержать набор приемов для различных ситуаций и этапов расследования манипулирования рынком.
При разработке методики расследования манипулирования рынком ключевым моментом является изучение механизма манипулирования, особенностей финансового рынка как места совершения манипулирования, а также особенностей личности преступника. Без понимания того, в каких условиях и как происходит преступление, невозможно эффективно расследовать преступление и достичь цели, поставленной перед следствием.
Как было выше сказано, в данном вопросе следует опираться на практику ФСФР по выявлению фактов манипулирования. Изучение механизма преступления, особенностей торговых площадок и личности преступника играют особую роль в разработке указанной методики.
Подводя итог, хотелось бы все же отметить и работу ФСФР и правоохранительных органов. По данным, правоохранительными органами было возбуждено первое уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 185.3 УК РФ. Данное уголовное дело возбуждено по материалам камеральной проверки по факту манипулирования ценной обыкновенных акций ОАО «ТАТБЕНТО» на торгах ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», проведенной в 2011 году ФСФР России.
Кучеренко Д.А.
Юридическая компания