Полное описание
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим права и обязанности иностранных граждан в России, в том числе и в области трудовых отношений, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 этого закона иностранным работником является иностранный гражданин, временно пребывающий в России и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Вывод из определения: чтобы иностранный гражданин был признан иностранным работником, в отношении которого применяется разрешительный порядок привлечения к трудовой деятельности, необходимо одновременное выполнение двух условий.
Во-первых, иностранный гражданин должен временно пребывать на территории России. Здесь надо четко различать временно пребывающего иностранного гражданина и временно или постоянно проживающего.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание( статья 2 Закон № 115-ФЗ).
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Если иностранец прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать 90 суток ( статья 5 Закон № 115-ФЗ).
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Такое ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у физических лиц.
Иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников в соответствии с Законом № 115-ФЗ и может работать в российских фирмах без специальных разрешений.
Во-вторых, иностранный гражданин должен осуществлять трудовую деятельность в установленном порядке. То есть с ним должен быть заключен трудовой или гражданско-правовой договор.
Таким образом из вышесказанного видно, что среди иностранцев, временно пребывающих в России, необходимо выделить две категории иностранных граждан:
- иностранцы, находящиеся временно в России в визовом порядке.
- иностранцы, пребывающие на территории страны в безвизовом порядке.
Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в Письме МИД России от 27 сентября 2006 г. N 32253/19 "О Перечне стран и режиме въезда их граждан на территорию Российской Федерации".
В отношении граждан Украины действует особый порядок миграционного учета. Между Правительствами Украины и России заключено Соглашение о безвизовых поездках граждан от 16.01.1997 (документ, которым установлена норма о безвизовых поездках). К этому Соглашению 30.10.2004 был подписан Протокол о внесении изменений, который дает право гражданам Украины находиться на территории России без регистрации по месту их пребывания 90 дней с момента въезда. Указанный Протокол вступил в силу 05.01.2005.
В Письме МИД России от 27.09.2006 N 32253/19 "О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию Российской Федерации " содержится таблица с перечнем стран и указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда на территорию России . Так, для граждан Украины разрешен безвизовый въезд в Российскую Федерацию.
Между Российской Федерацией (РФ) и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) установлен визовый режим въезда и выезда граждан.
Оформление документов для привлечения иностранного работника
Работодатель и заказчик работ, услуг (далее — работодатель) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на их привлечение и использование (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). А иностранный работник может осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Но это далеко не единственные документы, которые нужны для принятия на работу иностранца. Работодателю необходимо собрать целый пакет документов и соблюсти ряд обязательных процедур.
ГЕРМАНИЯ (визовый порядок)
Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы:
1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 утвержден порядок определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ.
Работодателям, планирующим в 2014 году привлечение иностранных работников необходимо в период с 01.01.2013 по 30.04.2013 представить в государственное казенное учреждение центр занятости населения заявку о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в соответствии с приложением № 1, руководствуясь Порядком заполнения формы заявки работодателей, утверждёнными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 13.07.2010 № 514н, или заполнить соответствующую заявку, используя информационно-аналитическую систему "Миграционные квоты" на сайте www.migrakvota.gov.ru (предварительно зарегистрировавшись по указанному электронному адресу), распечатать её, заверить подписью руководителя и синей печатью и представить в центр занятости населения.
Форма бланка представления сведений о привлечении иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы, утверждена Приказом Минздравсоцразвития России и ФМС России от 26.10.2007 № 670/421.
2. Договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора .
3. Подать в территориальный орган ФМС России заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранного работника, получить его (за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников - 6 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника).
Подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника (статья 333.28 НК РФ за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства - 500 рублей за каждого приглашенного).
4. Получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России (за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 2 000 рублей). Сами “визовые” иностранные работники обратиться для получения разрешения на работу не вправе.
Кроме того, условием выдачи иностранным гражданам разрешений на работу является прохождение ими специального медицинского обследования (п. 8 ст. 13.1, п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ), расходы на которое также несет работодатель применительно к иностранцам, приехавшим в визовом порядке, и сам - если это гражданин СНГ.
5. Уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета(по форме, утвержденной Письмом ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676). Отсчет этого срока начинается в зависимости от ситуации. Например, со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности или заключения с ним нового трудового договора в России. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона № 115-ФЗ. Обязанность уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета в течение возникает в отношении иностранных граждан , прибывших в РФ в визовом режиме или по приглашению; тех, кто принимает на работу иностранцев, въехавших в Россию в безвизовом режиме , нельзя привлечь к ответственности за неуведомление налогового органа (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11773/09).
Подтверждением своевременной отправки такого Уведомления, является»оригинальный» штамп, почтового отправления. Или платежная квитанция, оплаты почтового отправления.
Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого.
6. После въезда иностранца нужно поставить на миграционный учет
В соответствии со статьей 25.9 ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.
После прибытия иностранца на территорию России он обязан:
- при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
- не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.
Об этом сказано в ст. 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) и ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - ЗаконN109-ФЗ).
В свою очередь, работодатель должен не позже семи рабочих дней со дня въезда иностранного сотрудника направить уведомление о его прибытии в миграционную службу. Уведомление направляется в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 Срок пребывания иностранного гражданина на территории России ограничен сроком действия визы. По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России. Об этом сказано в ст. 5 Закона N 115-ФЗ.
Организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение обязанности по миграционному учету (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ). За указанное правонарушение на организацию (принимающую сторону) может быть наложен штраф в размере от 400 000 до 500 000 руб. А в том случае, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.
7. Справка по налогообложению.
Все иностранные граждане, находящиеся на территории России менее 183 суток с момента прибытия являются «НЕРЕЗИДЕНТАМИ» (п.2. ст.11. НК РФ).
С их дохода ВЗЫМАЕТСЯ налог в размере 30-% (п. 3 ст. 224 НК РФ). В РАСЧЕТ будут приниматься и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году (по 2 ст. 207 НК РФ).
Что касается стандартных налоговых вычетов, то они нерезидентам не предоставляются. Со 183-го дня пребывания иностранец становится «РЕЗИНДЕНТОМ» и с него удерживается налог по ставке 13-%. Кроме того, им предоставляются и все, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса РФ вычеты (п.3. ст. 210 НК РФ) т.е. удержанные из 30-ти %, возвращается 17% обратно иностранному гражданину.
Таким образом, важно определить день, когда иностранец станет «РЕЗИНДЕНТОМ». Отсчет начинается не со дня, когда Вы приняли иностранного гражданина на работы, а с той даты когда он пересек границу России. Это дата определяется по отметкам в паспорте и на миграционной карте. Причем отсчет нужно начинать со следующего дня после прибытия в Россию. (ст. 6.1 НК РФ. ).
8. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Изменения произошли на основании Федерального закона от 03.12.2011 г. № 379-ФЗ.
В отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно проживающих на территории России или временно пребывающих на ее территории и заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.
Российская организация может заключить с иностранным работником не только трудовой договор, но и гражданско-правовой. Так, если компания планирует привлекать иностранных работников для конкретных разовых услуг, то наиболее целесообразным является заключение гражданско-правового договора.
При заключении гражданско-правовых договоров сторонам следует согласовать ряд обязательных условий. В частности, в договоре необходимо определять конкретный вид работы или характер услуги, подлежащих выполнению по заданию организации. Также должна быть предусмотрена точная сумма вознаграждения либо порядок ее расчета исходя из выполненного объема работы, затраченного времени и т.д.
Если иностранный работник трудится по гражданско-правовому договору, на него в полной мере распространяются все разрешительные процедуры. Таким образом, если с иностранным работником заключается гражданско-правовой договор для оказания услуг на территории РФ, то необходимо получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы и разрешение на работу для иностранных работников , прибывающих из стран с визовым режимом.
УКРАИНА (безвизовый порядок)
Прием на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, несколько проще. Дело в том, что трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Иностранный работник, прибывший из Украины, то есть в безвизовом порядке, может подавать документы и самостоятельно, в отличие от "визового" иностранца. Причем его интересы может представлять также либо организация, осуществляющая трудоустройство иностранных граждан , либо представитель, действующий на основании доверенности, то есть работодатель, если он получит такую доверенность.
Такое разрешение гражданин может оформить самостоятельно, обратившись в ФМС России в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Получение разрешения на работу. Процедура аналогична той, что описана выше в отношении иностранцев, въезжающих в Россию в визовом режиме.
После получения разрешения на работу работодатель может заключить с ним трудовой заговор и допустить к работе.
В течение 3-х дней с момента приема на работу безвизового иностранного работника необходимо уведомить территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях: заключение трудовых договоров с иностранцами, предоставлении отпусков. Уведомление налогового органа необязательно, но настоятельно рекомендуется, так существует много споров о правомерности подобных действий.
В соответствии пунктом 9 статьи 13.1 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Порядок подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) вышеуказанных уведомлений устанавливает Приказ Федеральной миграционной службы России от 28 июня 2010 года № 147 «Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года».
Кроме того, налоговые органы, ссылаясь на пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, требуют от организаций также уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета в течение 10 дней.
Заключение о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы в данном случае не требуется.
Для получения разрешений на работу иностранный гражданин или уполномоченные им по доверенности лица представляют в ФМС России или ее территориальный орган соответствующее заявление. Форма бланка заявления о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывающему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утверждена Приказом ФМС России от 25.12.2006 N 370.
Одновременно с заявлением необходимо представить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
- миграционную карту с отметкой пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию или с отметкой ФМС России о выдаче данному лицу миграционной карты;
- квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (ст. 333.28 Налогового кодекса РФ).
Разрешение на работу оформляется на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 125-ФЗ иностранные граждане наравне с гражданами РФ подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом, как следует из указанного положения, Законом N 125-ФЗ не установлено каких-либо исключений в распространении его действия в отношении временно пребывающих иностранных работников.
Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны (п.8 ст.18 Закона N 115-ФЗ) :
- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
- представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
- содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Юридическая компания Москва