Полное описание
Общие положения о реорганизации юридического лица содержатся в ГК РФ, нормами которого предусмотрена реорганизация в форме присоединения, преобразования, слияния, выделения и разделения. В рамках данной статьи будет рассмотрена процедура реорганизации юридического лица в форме выделения.
Суть реорганизации в форме выделения заключается в том, что оно сопровождается образованием одной или больше новых организаций, но материнская компания при этом не прекращает свою деятельность. Права и обязанности к вновь образованной фирме переходят пропорционально доле имущества, которую она получила от материнской фирмы.
В ст. 57 ГК РФ указано, что реорганизация юридического лица в форме выделения осуществляется по решению учредителей юридического лица либо уполномоченного органа юридического лица. Кроме того, в качестве дополнительных оснований принудительной реорганизации в форме выделения указаны решение уполномоченных государственных органов и решение суда. Отдельно предусмотрены последствия неисполнения решения указанных органов, а именно назначение судом внешнего управляющего для осуществления реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Последствия выделения указаны в ст. 58 ГК РФ в виде перехода прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к каждому из выделенных юридических лиц в соответствии с разделительным балансом. Требования к данному балансу содержатся в ст. 59 ГК РФ.
В виду того, что процесс реорганизации юридического лица затрагивает непосредственно интересы кредиторов, то в ст. 60 ГК РФ предусмотрены гарантии прав последних. В частности, уведомление юридическим лицом в течение трех рабочих дней органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления соответствующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Далее юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Данные нормы установлены для того, чтобы кредиторы имели возможность предъявить требования к реорганизуемому юридическому лицу.
С учетом изложенного можно выделить следующие особенности выделения по сравнению с иными формами реорганизации:
- не происходит прекращение деятельности юридического лица, а происходит образование нового;
- происходит образование двух самостоятельных юридических лиц;
- создаваемое юридическое лицо приобретает права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с разделительным балансом в порядке сингулярного правопреемства.
На основе анализа норм законодательства схематично этапы реорганизации выглядят таким образом:
- подготовительный – представители или органы коммерческих организаций решают вопрос о возможности, целесообразности и экономической эффективности реорганизации с обоснованием ее проведения и доведением такой информации до всех заинтересованных лиц;
- принятие и оформление решения о реорганизации – уполномоченные лица выносят на общее собрание участников коммерческой организации вопрос о реорганизации в конкретной форме, решаются принципиальные вопросы реорганизации и обсуждаются условия договоров о реорганизации;
- организационно-технический – уполномоченные органы подготавливают разделительный баланс, разрабатывают необходимые документы;
- утверждение – общее собрание участников коммерческой организации утверждает необходимые документы, в том числе разделительный баланс;
- уведомление кредиторов и досрочное исполнение соответствующих обязательств – кредиторы реорганизуемой коммерческой организации уведомляются в установленном порядке о предстоящем изменении субъекта права и правопреемстве и реализуют свои права;
- регистрация – осуществляется государственная регистрация создания юридического лица, с момента которой по общему правилу коммерческая организация считается реорганизованной.
Подразделение процедуры реорганизации на этапы позволит более четко применять на практике правила о защите прав как кредиторов реорганизуемых коммерческих организаций, так и участников таких юридических лиц. Ведь в этих документах должен быть отражен перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества.
Основными документами при реорганизации являются:
- решение компетентного органа о реорганизации (это может быть как орган управления реорганизуемого юридического лица, так и полномочный представитель собственника);
- разделительный баланс;
- учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы существующих юридических лиц или новая редакция таких документов;
- акт государственной регистрации.
Законом к разделительному балансу предъявляются определенные требования. Документом, регулирующим составление разделительного баланса и содержащим рекомендации к его составлению, является Приказ № 44н Министерства финансов РФ "Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций" от 20.05.2003 г. (далее - Методические указания). При этом разделительный баланс включает в себя баланс реорганизованного и вновь возникших обществ.
Необходимо иметь в виду, что согласно п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49, при реорганизации компании проведение инвентаризации обязательно.
Ошибки в разделительном балансе могут повлечь отказ в государственной регистрации реорганизации юридических лиц. Судебная практика по поводу разделения обязательств в случае выделения юридического лица складывается следующим образом. Суд, ссылаясь на п. 1 ст. 57, п.4 ст. 58, п. 1 ст. 59 ГК РФ, пришел к выводу о том, что при реорганизации путем выделения реорганизуемое юридическое лицо остается обязанным перед кредиторами по всем обязательствам, которые не были переведены в соответствии с разделительным балансом на вновь созданное в результате выделения юридическое лицо. Не отражая в разделительном балансе всех обязательств, реорганизуемое юридическое лицо несет риск неблагоприятных для себя последствий (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.12.2011 г. по делу № А46-16297/2010, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 г. № 17АП-8749/2010-ГК по делу № А71-4453/2010). Причем на основании ст.ст. 57, 59, п.п. 3,4 ст. 58, п.1 ст. 129 ГК РФ не предусмотрено полномочие регистрирующего органа по проверке полноты и достоверности представленного разделительного баланса и соответствие объема передаваемых обязательств фактически имеющимся у реорганизуемого лица на момент регистрации (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 г. по делу № А48-3640/2012). Таким образом, разделительный баланс должен быть четко определен, иначе у реорганизуемого юридического лица могут возникнуть трудности при расчете с кредиторами.
Отдельно необходимо затронуть вопрос о субъектах, имеющих право оспаривать реорганизацию юридического лица. Так, кроме кредиторов, с таким требованием вправе обратиться уполномоченный регистрирующий орган. Это право прямо закреплено в п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ, где указано, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Данную точку зрения поддерживает и правоприменитель, учитывая сложившуюся судебную практику по данному вопросу. ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 05.09.2011 г. № Ф03-4091/2011 указал, что признание недействительными решения общего собрания участников ООО о реорганизации путем выделения ООО-1 и об утверждении разделительного баланса свидетельствует о грубом нарушении закона, допущенном при создании общества, и носит неустранимый характер, а следовательно, в соответствии с законодательством РФ служит основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке.
В связи с реорганизацией юридического лица возникает ряд процессуальных моментов, на которые нужно обратить внимание.
Вопрос о замене лица в обязательстве в случае его реорганизации путем выделения решен в п. 1 ст. 48 АПК РФ следующим образом: в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга, смерти гражданина и в других случаях перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован (ч. 2 ст. 48 АПК РФ).
Также арбитражный суд может приостановить производство по делу, если организация, участвующая в деле, находится в процессе реорганизации. Данная норма закреплена в ст. 144 АПК РФ. В п. 3 ст. 145 АПК РФ определен момент окончания такого приостановления, а именно установление правопреемника лица, участвующего в деле.
Судебная практика по этому вопросу следующая. ВАС РФ в Определении от 03.03.2008 г. № 17832/07 отметил, что п. 2 ст. 144 АПК РФ предоставляет арбитражному суду право приостановить производство по делу, если это необходимо для выяснения обстоятельств, связанных с переходом имущественных прав и обязанностей юридического лица. К такому же выводу пришел ФАС Московского округа в Постановлении от 21.08.2007, 28.08.2007 № КГ-А40/8301-07.
В Постановлении от 29.10.2008 г. № Ф09-7392/08-С6 ФАС Уральского округа суд сделал вывод о том, что приостановление производства по делу возможно и в том случае, когда процесс реорганизации начат и не завершен, поскольку при завершении реорганизации и включении в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи суд, руководствуясь положениями ст. 48 АПК РФ, разрешает вопрос о правопреемстве.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что наличие оснований для приостановления производства по делу при нахождении стороны по делу в процессе реорганизации юридического лица предстоит доказывать в суде. При этом сохраняется риск отказа в приостановлении производства по делу.
На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:
- одной из форм реорганизации юридического лица выступает выделение;
- суть выделения заключается в создании нового юридического лица с сохранением реорганизуемого и распределением между ними обязательств пропорционально переданному имуществу;
- законом предусмотрена процедура регистрации, которая завершается внесением в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица;
- в качестве процессуальных моментов реорганизации в форме выделения осуществляется замена лица в обязательстве в порядке правопреемства, а также возможно приостановление производства по делу, в котором участвует юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации.
Галактионова Олеся