Полное описание
1. Досудебный порядок.
На основании п. 4 ст. 55 ФЗ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.
Постановление ФАС Поволжского округа от 28.04.2010 г. по делу № А12-19178/2009 Определение суда об оставлении без рассмотрения искового заявления о взыскании долга отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку ФЗ "О связи" устанавливает необходимость досудебного урегулирования спора не для оператора, а для пользователя услуг.
Согласно п. 134 Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310 «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи», претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации в день ее получения оператором связи.
В соответствии с требованиями ст. 55 ФЗ «О связи» и правилами оказания услуг связи претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг телефонной связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются в течение 6 месяцев со дня оказания услуг телефонной связи, отказа в их оказании или выставления счета.
К претензии прилагаются копия договора или отрывной купон бланка заказа, а также иные необходимые для рассмотрения претензии по существу документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.
Претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии.
О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту и (или) пользователю.
В случае если претензия была признана оператором связи обоснованной, выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок, назначенный абонентом и (или) пользователем.
В случае признания оператором связи требований абонента и (или) пользователя об уменьшении размера оплаты оказанных услуг телефонной связи, о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услуги телефонной связи денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от оказания услуг телефонной связи, обоснованными они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты принятия оператором связи решения об удовлетворении претензии.
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент и (или) пользователь имеет право предъявить иск в суд.
2. Обоснование исковых требований.
Правовым основанием требований указаны статьи 15, 309, 339, ГК РФ, п. 139, п. 140, абз. «б» п. 142 Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310 «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи».
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Условиями взыскания убытков являются наличие убытков и их размер, причинно-следственная связь между понесенными убытками и действиями ответчика, противоправные действия ответчика, неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств.
Недоказанность одного из элементов правонарушения является основанием к отказу в иске.
Согласно Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 г. № 310 «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» п. 139. Оператор связи за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с договором несет следующую имущественную ответственность:
- в случае нарушения сроков предоставления доступа к сети местной телефонной связи уплачивает неустойку в размере 3 процентов платы за предоставление доступа к сети местной телефонной связи за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа к сети телефонной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более размера указанной платы;
- в случае нарушения установленных сроков оказания услуг телефонной связи уплачивает неустойку в размере 3 процентов стоимости услуг телефонной связи за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги телефонной связи, если более высокий размер неустойки не указан в договоре, но не более стоимости услуги телефонной связи.
п. 140. В случае нарушения оператором связи установленных сроков оказания услуг телефонной связи абонент и (или) пользователь вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением указанных сроков.
Абз. «б» п. 142. В случае некачественного оказания услуг телефонной связи абонент и (или) пользователь вправе потребовать соответствующего уменьшения стоимости услуги телефонной связи;
3. Доказывание убытков с учетом судебной практики.
Суд в качестве доказательств убытков согласно ст. 15 ГК РФ принимает расчеты предоставленные истцом за определенные, либо аналогичны периоды времени.
Истец определил размер упущенной выгоды за период с 27.02.2012 г. по 28.04.2012 г., как среднемесячное вознаграждение, полученное за период с 01.10.2011 г. до 27.02.2012 г. (Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2013 по делу N А40-76451/12-26-663).
Тюник Р.Н.
Юридическая компания