Выбрать регион: ______
>

Как обезопасить свой бизнес от фирм-«однодневок» и вопросов со стороны налоговых органов

Главная
Комментарии к законодательству
Налоговое право
Как обезопасить свой бизнес от фирм-«однодневок» и вопросов со стороны налоговых органов
Нет в наличии
Полное описание

Федеральной налоговой службой постоянно ведется борьба с получением необоснованной налоговой выгоды, в частности, путем ухода от налогообложения через фирмы-«однодневки»: издаются приказы, разрабатываются методические рекомендации, пишутся разъяснения, письма, в которых указываются черты фирм-«однодневок», признаки использования фирм-«однодневок», схемы ухода от налогообложения (концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@, письмо от 24.05.2011 №СА-4-9/8250).

Также арбитражными судами РФ часто издаются акты, указывающие на обстоятельства, которые могут являться достаточными доказательствами ухода от налогообложения, в том числе с привлечением фирм-«однодневок» (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53; Постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 №15574/09, от 25.05.2010 №15658/09, от 20.04.2010 №18162/09, от 08.06.2010 №17684/09, от 27.07.2010 №505/10).

Под фирмой-«однодневкой» принято понимать фирму, созданную без цели ведения реальной экономической, производственной, хозяйственной деятельности, а только с целью создания видимости такой деятельности.

Основной задачей фирмы-«однодневки» является уклонение от уплаты налогов путем создания ряда хозяйственных связей с использованием данных фирм.

Использование фирм-«однодневок» позволяет организации оптимизировать налогообложение. Предприятие – организатор схемы получает налоговое послабление, а фирма-«однодневка», выполнив свое предназначение, не уплачивает налоги в бюджет, и государство не получает доходов в бюджет.

Самой частой схемой с участием фирм-однодневок является «обналичивание» денежных средств через фирму-«однодневку». Организатор схемы покупает у фирмы-«однодневки» услуги, товары по фиктивным договорам. Затем, на расчетный счет фирмы-«однодневки» поступают денежные средства за оказанные услуги, работы. После денежные средства снимаются с расчетного счета фирмы-«однодневки» и возвращаются к организатору схемы.

Следующей схемой является снижение налоговой нагрузки за счет заключения фиктивных договоров. Покупатель приобретает у фирмы-«однодневки» фиктивные услуги и тем самым увеличивает свои расходы и приобретает право на вычет по НДС за оказанные услуги, работы. Фирма-«однодневка» никаких налогов в бюджет не уплачивает либо отражает в отчетности минимальные обороты, а организатор схемы снижает свои налоговые обязательства, а также может и получить право на возмещение суммы налога из бюджета.

Еще одной схемой является перенос налоговой нагрузки на фирмы-«однодневки». Производитель продает свой товар фирме-«однодневке» по минимальной цене. Фирма-«однодневка» продает данный товар организации-посреднику с максимальной наценкой. В свою очередь, организация-посредник реализует данный товар налогоплательщику с минимальной наценкой.

Таким образом, организатор схемы уплачивает минимальные налоги в бюджет. Организация-посредник, делая минимальную наценку на товар, уплачивает небольшие налоги в бюджет. Налогоплательщик, покупая товары по максимальной цене, тем самым увеличивает свои расходы и получает право на налоговый вычет по НДС.

Государство ведет активную борьбу с фирмами-«однодневками». Налоговиками разработаны признаки неблагонадежных фирм. На основании этих признаков производится мониторинг налогоплательщиков, составляются планы налоговых проверок.

При проведении проверок налоговые органы, подозревая наличие схемы ухода от налогообложения с использованием фирм-«однодневок», проводят ряд мероприятий, позволяющих подтвердить или опровергнуть наличия данных схем. Проверка подозрительных организаций проводится в следующих направлениях:

  • устанавливают дату регистрации организации. На данном этапе проверяют как давно до заключения договора на оказание услуг, выполнение работ, организация-контрагент получила государственную регистрацию;
  • устанавливают, являются ли директор, учредитель, главный бухгалтер «массовыми»;
  • устанавливают, является ли адрес «массовым»;
  • проверяют отчетность: дата последней отчетности, наименование налога, по которому сдана отчетность, показатели отчетности;
  • анализируют баланс по наличию основных показателей (основные средства, активы и др.);
  • проверяют частоту миграции организации. Под миграцией в данном случае понимается частая постановка на учет и снятие с учета в различных налоговых инспекциях;
  • проверяют наличие лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию;
  • проводят осмотр местонахождения фирмы-«однодневки», направляют запросы в регистрирующие органы;
  • проводят допросы должностных лиц, свидетелей и др. лиц;
  • запрашивают расчетные счета в банках, отслеживают цепочки денежных потоков;
  • направляют запросы в регистрирующие органы о наличии или отсутствии имущества.

Но часто организации, исполняющие свои налоговые обязанности в полном объеме, являются невольными участниками схем ухода от налогообложения.

Из анализа судебной практики и приказов ФНС России следует, что налоговым органом, для доказательства наличия факта уклонения от налогообложения, необходимо доказать то, что организация, взаимодействующая с фирмой-«однодневкой», не проявила должную осмотрительность в выборе контрагента.

Для того чтобы снизить риск попадания в «черный список» налоговых органов, необходимо при заключении договоров с организациями проводить следующие мероприятия:

  • проверить государственную регистрацию организаций (выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП). Данную информацию можно проверить также на официальном сайте ФНС России;
  • проверить наличие действующих лицензий, если выполнение работ, оказание услуг возможно только при наличии лицензий;
  • проверить информацию об организации, имеющейся в сети Интернет;
  • проводить встречи с должностным лицом, поскольку заключение договора через лицо по доверенности, курьера и т.п., ведение переговоров с неустановленным лицом является одним из основных фактов отсутствия должной осмотрительности в выборе контрагента;
  • удостовериться в том, что контрагент располагает всеми необходимыми трудовыми средствами (имущество, машины и оборудование, персонал) для оказания услуг, выполнения работ;
  • и другие мероприятия.

Таким образом, если у налогового органа в ходе проверки возникнет вопрос о должной осмотрительности при выборе контрагента, то ему необходимо доказать, что организацией были проведены все мероприятия, которые позволяют сделать вывод о том, что контрагент является действующим лицом, что он в силах оказать услуги, осуществить работы.


Тюмень юридические услуги

  Вверх
Спасибо
Запрос отправлен. В ближайшее время свяжемся с Вами.
Закрыть