Полное описание
Обстоятельства дела
На основании акта, составленного по итогам плановой выездной проверки соблюдения обществом "Самаранефтегаз" лесного законодательства, министерство выдало обществу предписание об устранении нарушений лесного законодательства.
Согласно указанному предписанию общество обязано проложить минерализованную полосу по границам объекта для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N 428 Якушкинского месторождения; заключить договор аренды лесных участков названного местоположения, а также под линейными объектами заявителя, расположенными на участках лесного фонда Сергиевского лесничества, путем подачи заявления в министерство в соответствии с Порядком подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и согласно статьями 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, обществу предписано разработать и представить в министерство проект освоения лесов, находящихся на арендуемых участках, с положительным заключением государственной экспертизы.
Ссылаясь на незаконность этого предписания, открытое акционерное общество «Самаранефтегаз» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства.
Решения арбитражного суда первой, апелляционной, кассационной инстанций
Решением Арбитражного суда Самарской области в удовлетворении требования отказано. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что в силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов, которое осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Таким образом, согласно требованиям статей 9, 21 и 74 Лесного кодекса общество, эксплуатирующее линейные объекты, расположенные на лесных участках, обязано оформить свои права на участки, на которых непосредственно расположены эти объекты.
В качестве доказательства того, что линейные объекты общества находятся на землях лесного фонда, суды приняли представленные министерством материалы лесоустройства, в том числе копию планшета № 12 лесоустройства, копию таксационного описания Аделяковского лесничества Сергиевского лесхоза, книга П, выполненного Федеральной службой лесного хозяйства в 1995 году, акт обследования земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 18.03.2005 г. серии 63-АБ № 427990. Нахождение линейных объектов общества на территории лесничества суды сочли подтвержденным кадастровым паспортом и фотографиями, сделанными в ходе проверки, являющимися приложением к акту проверки.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Позиция Президиума ВАС
Общество (арендатор) и глава муниципального района (арендодатель) 09.03.2005 заключили договор аренды земельного участка, относящегося к землям промышленности, кадастровый номер 63:19:00 00 000:0063, для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении нефти, расположенных на территории Исаклинского района.
Довод общества о том, что земельный участок с названным кадастровым номером находился в том числе и под опорами линий электропередачи, поставлен на кадастровый учет как земли промышленности, отклонен судами на том основании, что общество обязано оформить использование участка в соответствии с лесным законодательством.
Между тем договор аренды земельного участка от 09.03.2005 г. не оспорен, в установленном порядке недействительным не признан.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исходя из статей 5, 7 данного закона сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью с кадастровым номером 63:19:00 00 000:0063 как на земли промышленности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.04.2004 г., то есть ранее оформления права Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым № 63:19:0000000:1306 (001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 - 17.03.2005.
Тот факт, что земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым № 63:19:0000000:1306 (001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, подтвержден материалами дела и ни одной из сторон не оспаривается.
Доказательств перевода земельного участка из категории земель промышленности в земли лесного фонда не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства снятия земельного участка с государственного кадастрового учета в связи с его преобразованием, в результате которого он вошел в состав земельного участка с кадастровым № 63:19:0000000:1306 (001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 75 930 000 кв. метров.
Между тем, как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.
В оспоренном обществом предписании министерства указано, что оно вынесено на основании статьи 96 Лесного кодекса, пункта 8 Положения о государственном лесном контроле и надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 394, а также акта проверки соблюдения лесного законодательства.
В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 названного Кодекса.
Согласно пункту 8 постановления от 22.06.2007 № 394 при выявлении в ходе контрольных мероприятий, проводимых в отношении лесопользователя, нарушений руководитель отдела вправе вынести предписание об устранении этих правонарушений и прекращении их совершения.
Суды не дали оценки тому обстоятельству, что в материалах дела имеются два свидетельства о государственной регистрации права на один и тот же земельный участок, в которых указаны различные категории земель, в связи с чем не исследовали вопрос об органе, полномочном распоряжаться этим земельным участком, контролировать его использование.
Кроме того, как следует из договора от 09.03.2005, земельный участок предоставлен для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении нефти. Судами не установлено, используется ли данный участок только под линейные объекты с соответствующим правовым режимом их эксплуатации либо имеются и иные объекты общества, расположенные на нем.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Выводы
Если по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок земель промышленности фактически входит в состав (налагается) на земельный участок лесного фонда и право собственности на оба земельных участка зарегистрировано за Российской Федерацией, должен быть исследован вопрос об органе, полномочном распоряжаться спорным участком, контролировать его использование.
Юридическая компания Москва