26
лет на рынке юридических услуг |
140
квалифицированных юристов |
11
представительств по всей России |
Минфин разрабатывает законопроект, который позволит удостоверять подлинность подписи заявителей при подаче заявления о регистрации юридического лица в МФЦ. Согласно появившимся сведениям, предполагается, что именно сотрудники многофункциональных центров будут исполнять функции нотариусов.
Правительство РФ поручило Минфину России в рамках реализации Плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 747-р) разработать проект федерального закона, позволяющего МФЦ осуществлять данную функцию нотариата.
Как отмечается на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты, такие изменения в законодательстве могут привести к негативным последствиям для бизнеса. Эксперты считают, что если отстранить нотариусов от проверки подлинности подписи заявителя, это может негативно сказаться на достоверности данных, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Кроме того, палата также напоминает о том, что расширение полномочий нотариуса в корпоративной сфере, в частности, введение обязательного нотариального удостоверения сделок с долями ООО с 1 января 2016 года позволило успешно бороться с мошенническими действиями в бизнесе. Передача МФЦ функций нотариата таит в себе существенный риск, поскольку может поспособствовать возобновлению случаев мошенничества в сфере предпринимательства.
ФНП обращает внимание на то, что нотариальная услуга удостоверения подлинности подписи является доступной: в среднем ее стоимость сегодня варьируется от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.
По мнению ФНП, не стоит также рассчитывать на ускорение процесса регистрации компании в случае, если отпадет необходимость удостоверения подлинности подписи заявителя у нотариуса. Дело в том, что введение системы «одного окна» в МФЦ никак не повлияет на скорость принятия решения сотрудниками ФНС России, которая в конечном итоге и проводит регистрационные процедуры.
Сегодня необходимое для государственной регистрации заявление по общему правилу удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Нотариус подает удостоверенные документы в ФНС в электронном виде, получает и выдает обратно. При этом нотариусы действуют на всей территории страны, в каждом населенном пункте. Риски мошенничества, рейдерства и недостоверности данных ЕГРЮЛ благодаря нотариальному удостоверению сведены к минимуму, именно поэтому эксперты нотариата не поддерживают идею о передаче МФЦ функций нотариуса по свидетельствованию подписи заявителей при подаче заявления на регистрацию предприятий.
Труфанова М.М.