Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

10.07.2012

Деловая репутация юридического лица

Репутация формируется главным образом в процессе публичной деятельности юридического или физического лица, вследствие открытого распространения информации о нем, а также благодаря сведениям, скрываемым самим лицом во избежание своей дискредитации.

Поддержание на высоком уровне деловой репутации, как гражданина, так и организации необходимо вне зависимости от общественно-политического устройства государства и конкретной социально –  экономической ситуации в стране.  Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях рыночной экономики,  когда от мнения о человеке или юридическом лице в обществе зависит не только его эмоциональное самоощущение, но и реальное экономическое благополучие, именно поэтому деловая репутация должна охраняться законодательством страны.

В российском законодательстве защита деловой репутации регулируется статьями 150-152 Гражданского кодекса РФ предусматривающей, что деловая репутации юридического лица охраняется законом как нематериальное благо наряду с честью и достоинством гражданина.

В одном из судебных решений ФАС определил деловую репутацию как «оценку профессиональных качеств гражданина и юридического лица» (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2003 г. N КГ-А40/9064-03).  

В юридической литературе деловая репутация юридического лица определяется как сложившееся в предпринимательской среде мнение о деловых качествах юридического лица.

Правовой основой для защиты деловой репутации является предусмотренное ст. 23 и 46 Конституции Российской Федерации право каждого на защиту своей чести и доброго имени, а также установленное ст. 152 Гражданского кодекса РФ право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений. Помимо указанного данные нормы являются необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

Следует подчеркнуть положение Гражданского Кодекса РФ о том, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица .

В соответствии с нормами гражданского законодательства защита деловой репутации путем опровержения возможна при одновременном наличии трех условий:

  • сведения должны быть распространены;
  • распространенные сведения не соответствуют действительности;
  • распространенные сведения должны порочить деловую репутацию заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.

Субъект вправе требовать по суду опровержения порочащих деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Помимо требования об опровержении ложных сведений субъект вправе требовать возмещения убытков, причиненных их распространением, а также компенсацию морального вреда.    


Возврат к списку