Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

29.10.2012

Цены кредитных организации

ФАС РФ приказом от 24 августа 2012 г. № 548 утвердил методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации.

Настоящая методика разработана на основании Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и используется в случаях, требующих анализа и оценки цен на банковские услуги кредитной организации, в том числе:

а) при рассмотрении дел по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления кредитной организацией (несколькими кредитными организациями, входящими в одну группу лиц), занимающей доминирующее положение, необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на свои услуги;

б) при проведении исследований и мониторинга товарных рынков, в том числе с целью выработки рекомендаций по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства в форме установления, поддержания необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитных организаций;

в) при выявлении ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий кредитных организаций.

Федеральная антимонопольная служба применяет санкции к организациям, у которых отличие исследуемой цены от конкурентной цены в большую или меньшую сторону составляет не менее 20%. Такое отличие свидетельствует о необоснованно высокой или необоснованно низкой цене на банковские услуги кредитной организации соответственно.

Данная методика, как следует из ее названия, призвана предотвращать необоснованно низкую или высокую цену на банковские услуги. Если с оказанием слишком дорогих услуг для клиентов все очевидно, в этом случае государственный орган действует прямо в интересах граждан (исключением является установление факта, что завышенная цена не превышает сумму необходимых для покрытия расходов), то недопущение слишком низких цен направлено на борьбу с недобросовестными кредитными организациями. Для этих организаций основным источником дохода является выдача денежных сумм под процент, и если он настолько низок, что не покрыть расходы с ведением остальных операций, то соответственно банк будет использовать другие, более высокорискованные, способы сохранения положительного баланса.

В судебной практике утверждение данной методики важно в том плане, что закреплен точный порядок расчета для определения высокой или низкой цены, это позволит иметь довод в спорах с антимонопольной службой в случае разногласий по вопросу определения завышенной или заниженной цены банковских услуг.

Для выявления необоснованно высокой или необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации осуществляется сопоставление исследуемой цены с конкурентной ценой банковской услуги и рассчитывается отклонение, но здесь возникают вопросы. Например, Сбербанк, обладая на 2011 г. 26% всего рынка банковских услуг, своей кредитной политикой может определять цену для всех игроков банковского сектора и наказывать его за это некорректно т.к. он за счет очень большой доли на рынке может оперативно понизить (повысить) ставки на более чем 20 процентов. Другим примером могут служить банки, созданные нефтегазовыми компаниями для своих нужд. Такие кредитные организации для удовлетворения интересов головной компании, действуют в ее интересах, что не всегда может совпадать с движением рынка.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, на сегодняшний день документ опубликован не был. Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2012 N 25630.

Федько Р.Я.


Возврат к списку