Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

14.11.2012

Письмо ФАС России О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций

На сайте ФАС России опубликовано письмо «О торгах на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», которое разъяснило положения Федерального закона «О рекламе», связанные с проведением торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Согласно части 5.2 вышеуказанной нормы права, участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными.

Часть 5.3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» определяет, что понимается под преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы. Это такое положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций).

Согласно статье 17 Федерального закона «О защите конкуренции», при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

  1. координация организаторами торгов, или заказчиками деятельности его участников;
  2. создание участнику торгов или нескольким участникам преимущественных условий участия, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
  3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
  4. участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах;
  5. не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах;
  6. ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Помимо вышеуказанных случаев, ограничение конкуренции при проведении торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по мнению Федеральной антимонопольной службы, может выражаться в следующих аспектах: 

  • при формировании лотов (количество мест для установки рекламных конструкций в одном лоте; вид, формат рекламных конструкций, планируемых к размещению на нескольких местах, объединённых в один лот; территориальная расположенность мест для установки рекламных конструкций в одном лоте),
  • при определении стартовой цены лота.

Несмотря на то, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит запрета на объединение в один лот заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нескольких местах, предназначенных для установки и эксплуатации рекламных конструкций, при формировании лотов ФАС рекомендует производить объединение таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы. Оценка объединения в один лот нескольких мест для установки рекламных конструкций разного формата на предмет возможности отнесения такого условия проведения торгов к ограничивающим конкуренцию должна проводиться с учётом технологического сходства эксплуатации рекламных конструкций их владельцами, и соответственно возможности участия в торгах за такой лот лица, осуществляющего эксплуатацию рекламных конструкций одного формата.

Также ФАС пояснил, что стартовая цена для участия в аукционе не должна быть необоснованно завышенной, так как это будет препятствовать конкуренции, но уточнил, что в законе нет указаний по поводу стартовой цены для участия в торгах.

Кроме того, ФАС России обращает внимание на то, что в случае если после проведения торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключения соответствующего договора и подачи заявления на получения необходимого разрешения орган местного самоуправления откажет в выдаче такого разрешения по основаниям, указанным в пунктах 1-5 части 15 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» (несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану, нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта, нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа, нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия), такой отказ может быть исследован на предмет наличия в данных действиях органа местного самоуправления необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

При этом основанием для проведения такой оценки действий органа местного самоуправления является разнонаправленность действий данного органа: организация торгов на заключение договора на установку рекламной конструкции с конкретными техническими характеристиками в определённом месте и отказ в выдаче разрешения на установку такой конструкции (по сути, по основаниям, связанным с характеристиками или местом установки рекламной конструкции), которая приводит к препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Таким образом, ФАС России подготовило рекомендации общего характера о том, как не допустить ограничения конкуренции при проведении торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, однако не регламентировало конкретными цифрами количество рекламных конструкций, которые могут быть объединены в один лот, и не установило конкретных критериев определения стартовой цены.

Письмо вступает в силу со следующего дня после дня официального опубликования на сайте (с 27.10.2012).


Возврат к списку