Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

16.11.2012

Практика применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе»

Пленум ВАС в своем постановлении обобщил судебную практику применения норм о рекламе. 

В частности Постановление закрепляет, что при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Данное положение имеет предпосылки для его недобросовестного использования Федеральной антимонопольной службой, и третьей стороной, которая фигурирует как конкурент в заявленной рекламе. Позиция, закрепленная в Постановлении, с одной стороны облегчает работу ФАС, т.к. она может очень широко толковать данную норму, а с другой стороны, добросовестному рекламодателю, рекламопроизводителю или рекламораспространителю приходится теперь доказывать свою невиновность в том, что реклама не содержала неправомерных сведений не только по своему товару, но и по товару конкурентов. 

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако Закон «О рекламе» не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Вместе с тем согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы. С мнением суда согласуется и Разъяснения ФАС России от 14.06.2012 «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе», закрепляющее аналогичную позицию антимонопольного органа.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением.

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов. Не указание конкретных сумм расходов по кредиту является отрицательным моментом в Постановлении. Это связанно с тем, что если по долгосрочным большим кредитам банковская практика сложилась так, что размер дополнительных платежей не очень велик (по сравнению с суммой кредита и основных процентов за его пользование), то для потребительских кредитов это может оказать существенное влияние. Услуги банка по таким кредитам порой превышают стоимость самого кредита.

Федько Р.Я.


Возврат к списку