Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

26
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

25.07.2013

Минюст предлагает сделать третейские суды лучше

 25.07.2013

На официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации размещен документ под названием «О комплексе мер по развитию третейского судопроизводства в Российской Федерации», который выявляет ряд проблем в правовом регулировании деятельности третейских судов:

  • наличие так называемых «карманных» третейских судов;
  • отсутствие в законодательстве единых (как для «внутреннего» третейского разбирательства, так и для международного коммерческого арбитража) требований в отношении третейских судов, достаточных для предотвращения различных злоупотреблений в области третейского разбирательства;
  • отсутствие единых квалификационных требований в отношении третейских судей;
  • отсутствие независимых единых органов содействия и контроля;
  • отсутствие в законодательстве механизмов ответственности в сфере третейского разбирательства;
  • наличие пробелов в правовом регулировании процессуальных вопросов ведения третейского процесса, снижающих его эффективность;
  • отсутствие четкого регулирования вопроса о том, какие категории споров могут рассматриваться в третейском порядке (т.е. вопроса о так называемой «арбитрабельности» споров).

Для решения названных проблем в сфере третейского разбирательства министерство с учетом мнения экспертного сообщества выработало комплекс мер по развитию третейского судопроизводства.

Так, например, для борьбы с «карманными» третейскими судами предлагается установить определенные требования в отношении постоянно действующих третейских судов и третейских судей, в частности, разрешить создание постоянно действующих третейских судов исключительно в форме некоммерческих организаций; установить в законе организационные требования к третейским судам, включая требования об обязательном создании и ежегодной ротации комитетов по назначениям; ввести в отношении третейских судей минимальные квалификационные требования, распространяющиеся как на «внутреннее» третейское разбирательство, так и на международный коммерческий арбитраж.

Также Минюст указывает, что целесообразно предоставить сторонам право на оговорку о расширении судебного контроля за третейским решением, в том числе о возможности его пересмотра по существу судом или третейским судом.

Отметим, что в настоящий момент суд не вправе рассматривать по существу спор, в отношении которого принято решение компетентного третейского суда, однако подобное ограничение не всегда удачно.

В связи с этим предложение Минюста представляется актуальным для вовлечения участников гражданского оборота в третейское судопроизводство.

Кроме того, предлагается подвергнуть ревизии подведомственность третейских судов, то есть арбитрабельность споров.

К арбитрабельным относятся все виды споров, по которым стороны вправе распоряжаться своими имущественными правами или по которым в соответствии с действующим российским процессуальным законодательством допускается заключение мирового соглашения (предусмотрена возможность совершения распорядительных действий в отношении предмета спора), при этом во всех случаях неарбитрабельными должны являться споры, рассмотрение которых в третейском порядке нарушает публичный порядок, права и законные интересы третьих лиц.

По нашему мнению, данное предложение не до конца решает вопрос арбитрабельности споров, оставляя пространство для правоприменителя, поскольку неарбитрабельным является спор, рассмотрение которого нарушает публичный порядок, права и законные интересы третьих лиц.

Содержание термина «публичный порядок» российское законодательство не раскрывает, а потому, если рассматриваемое предложение станет нормой права, судебная система столкнется со спорами о подведомственности дел третейским судам.

Однако в целом комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в Российской Федерации заслуживает позитивной оценки, поскольку он отражает действительные проблемы и предлагает пути их преодоления.

Подчеркнем, что Минюст планирует оформить в законопроект комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в Российской Федерации.

Н.В. Тарков



Возврат к списку