Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

26
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

21.08.2013

Борьба с массовой регистрацией

30 июля 2013 года принято постановление Пленума ВАС РФ № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», в котором сделана попытка разрешить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в связи с указанием в учредительных документах юридического лица недостоверного юридического адреса.

Так, в Постановлении прямо указывается цель, для которой адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц - осуществление связи с юридическим лицом.

Продолжением данной идеи служит тезис о том, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре.

Теперь регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. Недостоверность может подтверждаться следующим:

  1. адрес обозначен в реестре как адрес массовой регистрации, связь с представителями организаций по нему невозможна;
  2. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  3. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  4. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
  5. имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

Тем не менее, заявителю в таких ситуациях предоставляется возможность предоставить иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации должен быть мотивированным и содержать ссылки на конкретные обстоятельства, послужившие основанием для отказа.

Регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие.

Предусматривается возможность для собственника или иной законного владельца объекта недвижимости обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом.

Требование рассматривается в соответствии со статёй 304 ГК РФ.

Последствием удовлетворения иска является обязанность регистрирующего органа внести в реестр запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения.

Предусматривается возможность для регистрирующего органа обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица, которому предшествует уведомление юридического лица о необходимости представления достоверных сведений о его адресе, направляемое регистрирующим органом. Нормативное основание дл такого требования – п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Однако в случае, если юридическое лицо отвечает признакам недействующего, оно подлежит исключению из реестра по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В случае, если место нахождения юридического лица изменяется в пределах населенного пункта (муниципального образования, такое изменение не требует внесения изменений в учредительные документы.

Принятие анализируемого постановления, возможно, позволит создать для юридических лиц-однодневок объективные препятствия к их регистрации. Налоговые органы будут призваны активнее применять инструменты, предоставленные им законом, для применения к таким организациям мер ответственности, вплоть до их принудительной ликвидации.

Ильина П.С.


Возврат к списку