Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

26
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

15.10.2013

Объединение судов: новая жизнь или выстрел в затылок?

В Государственную Думу РФ уже внесен проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Внесение законопроекта стало продолжением объявленной в июне текущего года на XVII Петербургском международном экономическом форуме инициативы Президента РФ объединить Верховный Суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Скорость работы в этом направлении, несмотря на то, что активно и открыто идея начала обсуждаться совсем недавно, удивляет. Иной раз решения по менее сложным вопросам принимаются более продолжительнее время. Здесь же, что очень похоже на ситуацию с реформой РАН, все делается необычно быстро, с минимумом дискуссий и при отсутствии видимого желания что-либо изменять. Безусловно, это говорит о том, что причинами принятия такого решения являются не только заявленные официально.

Предложенная инициатива вызвала объяснимую критику и непонимание не только у практикующих юристов, но и у многих других категорий людей. Как следует из пояснительной записки, «реорганизация судебной системы позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике».

К сожалению, ни законопроект, ни пояснительная записка не раскрывают шагов по достижению поставленных целей. Попытка объяснить этот механизм самостоятельно наталкивается на большое количество вопросов.

Тем, кто сталкивался с судами общей юрисдикции и арбитражными судами, стало очевидно, что разница между ними – как между небом и землей. Система арбитражного судопроизводства настолько далеко шагнула вперед в последние годы, что, видимо, у государства появилась какая-то неловкость, если не сказать боязнь, от созданного им самим, одного из наиболее демократических среди существующих государственных институтов.

Открытость, доступность, оперативность получения информации, состязательность сторон и единообразие, налаженность проведения процедур – это те принципы, которые существенно отличают арбитражные суды от судов общей юрисдикции.

Обеспечить единство практики путем упразднения арбитража, который является в этом смысле не просто более подходящим, а единственно возможным в настоящее время, не получится.

Проблема заключается в данном случае не в Высших судах, а в нижестоящих, и в основной массе именно в судах общей юрисдикции, в их закрытости и недоступности. Все прекрасно знают, что решения по одному и тому же вопросу, принимаемые в судах общей юрисдикции, могут кардинально отличаться. При этом такая ситуация наблюдается в один и тот же период времени рассмотрения дела, территориально одного суда и даже одного судьи. Каким образом упразднение ВАС РФ может это исправить – большой вопрос. А вот исключение ключевого органа, обеспечивающего единообразие, по крайней мере, по экономическим спорам, повергнет эту сферу общественных отношений, а, следовательно, и весь бизнес в состояние напряженности.

Кроме того, для того чтобы привести практику двух судебных систем к одному знаменателю, нужно в обязательном порядке сделать это и в низовых звеньях. Значит ли это, что будут изменения и в региональных арбитражных судах? Вероятно, да. Но как в этом случае будет обеспечиваться единство и осуществляться контроль за работой этих судов? Ведь обе системы отличаются не только количеством судов и судей, но и территориальным построением, уровнями, инфраструктурой, подходом к принятию решений, отношением к сторонам процесса, доказательствам, стандартами раскрытия информации и т.д. Управлять одинаково и загонять под одну гребенку две совершенно различные системы не удастся. Значит, нужно менять структуру низов. В этой связи возникают еще большие опасения относительно региональных арбитражных судов. Законопроект практически не содержит никакой конкретики, не определяет, что будет с нижестоящими судами, какие будут изменения в АПК РФ И ГПК РФ. В то же время, как видно из сообщений СМИ, даже сами работники ВС РФ, ВАС РФ не представляют, как будет проходить этот процесс. Предполагается, что решение такого важнейшего вопроса должно происходить комплексно, с обдумыванием и открытым обсуждением мнений практикующих юристов, общественных организаций, бизнеса и самих судей. Спешка в этом вопросе неоправданна и необъяснима никакими причинами.

Изменения предусматривают, что Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. В то же время арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает возможности использования в работе практики судов общей юрисдикции. Кроме того, даже если это будет разрешено, то что тогда делать с важнейшими разъяснениями, подготовленными ВАС РФ на основе многолетнего опыта разрешения экономических споров, которые однозначно имеют свою специфику и нюансы рассмотрения по сравнению с делами, разрешаемыми судами общей юрисдикции. 

Не секрет, что многие компании, особенно представители крупного бизнеса, выбирают для урегулирования своих отношений иностранную юрисдикцию, иностранное право. Обусловлено это в первую очередь стабильностью, единообразием, предсказуемостью. Упразднение ВАС РФ серьезно осложнит и без того непростую ситуацию с принципами российской судебной системы. Как следствие, можно ожидать, что еще меньшее количество компаний будет отдавать предпочтение российскому праву. В результате мы снова будем отдаляться от совершенствования своей правовой системы, которое невозможно без апробации правовых норм и институтов в реальной жизни.

Если две системы судов (следует заметить, не без воли государства) развиваются разными темпами и имеют различное качество, то возникает вопрос, будет ли эффективно предлагаемое упразднение высшей судебной инстанции у одной из систем, направленной на стабилизацию экономических взаимоотношений (в т.ч. отношений собственности), всего российского бизнеса. Пока из имеющейся информации можно сделать только один вывод: в случае принятия законопроекта арбитражная система будет обезглавлена, а развитое, здоровое «тело» навряд ли сможет принять «донорское новообразование», имеющее иную систему мышления, видения и понимания действительности.  

Напоминаем, что на страницах сайта «Российская общественная инициатива» (адрес сайта https://www.roi.ru/) идет голосование по данному законопроекту. Просим всех, кому небезразлична судьба отечественной судебной системы в сфере экономики, выразить свое мнение относительно ликвидации системы арбитражных судов. 

Юшков Е.С.


Возврат к списку