Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

07.09.2015

Иммунитет иностранного государства в России может быть ограничен

Соответствующий проект Федерального закона № 855485-6 «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» внесен Правительством РФ в Госдуму. 

Как отмечается в пояснительной записке к документу, действующее законодательство РФ основывается на концепции абсолютного иммунитета. Это означает, что предъявление в российских судах исков к иностранному государству, наложение ареста на имущество такого государства или принудительное исполнение вынесенного против него судебного решения допускаются лишь с согласия соответствующего государства.

Однако зарубежная практика идет по иному пути, получившему название ограниченного иммунитета. Так, национальные суды под влиянием своего внутреннего законодательства и толкования принципа уважения прав человека все чаще принимают к рассмотрению иски частных лиц к иностранным государствам и выносят негативные для последних судебные решения. Причина тому – институт юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности, который стал сферой, где явным образом начали проявляться противоречия между принципами суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, с одной стороны, и принципом уважения прав человека, с другой стороны.

Следует подчеркнуть, что на ограниченном иммунитете построена принятая ООН 2 декабря 2004 г. и подписанная Россией 1 декабря 2006 г. Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В ряде иностранных государств введены соответствующие законы, в частности, в США, Канаде, Великобритании, Австралии.

Все это, а также факт того, что во внешнеэкономической деятельности Россия вынуждена отказываться от иммунитета, и поэтому количество исков, предъявляемых к РФ и ее органам в иностранных судах, неуклонно увеличивается (без согласия на то со стороны России), послужило причиной подготовки законопроекта № 855485-6 с целью введения ограниченного иммунитета иностранных государств.

Документ предусматривает следующие нововведения.

1. Раскрывается содержание основных для рассматриваемых отношений понятий (ст. 2 Закона). В частности, под юрисдикционным иммунитетом иностранного государства понимается судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер обеспечения иска и иммунитет в отношении исполнения судебного решения. В свою очередь, судебный иммунитет – изъятие иностранного государства из-под юрисдикции судов Российской Федерации путем установления обязанности суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном разбирательстве.

2. Устанавливаются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом. Это касается глав государств, правительств или министров иностранных дел, дипломатических представительств, консульских учреждений и др. (ст. 3 Закона).

3. Вводится принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (ст. 5 Закона). Руководствуясь данным принципом, российские суды будут вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Россия пользуется в соответствующем иностранном государстве. Кроме того, юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества может быть ограничен, если будет установлено наличие ограничений в отношении предоставления РФ юрисдикционного иммунитета в иностранном государстве, в отношении которого или его имущества возник вопрос о юрисдикционном иммунитете.

4. Принимается следующий перечень споров, при наличии которых иностранное государство не обладает судебным иммунитетом в РФ (ст. ст. 8-14 Закона):

  • споры, связанные с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • трудовые споры;
  • споры, связанные с участием в организациях;
  • споры, касающиеся прав на имущество или интеллектуальной собственности;
  • споры о возмещении вреда;
  • споры, связанные с эксплуатацией судна.

В заключение можно отметить в целом положительные отзывы на законопроект и реальную необходимость внедрения мер, предусмотренных его положениями.

В случае принятия, Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2016 г. (ст. 19 Закона).

С текстом законопроекта № 855485-6 можно ознакомиться на сайте Госдумы.

Степанов С.А.


Возврат к списку