Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

05.11.2015

В КоАП могут быть внесены изменения в части порядка оспаривания актов органов власти

Законопроекты, регламентирующие процедуру оспаривания актов органов власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, разработаны Правительством РФ.

Необходимость внесения соответствующих изменений в КоАП обусловлена постановлением КС РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П, которым положение п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № З-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, но при этом содержат обязательное разъяснение (нормативное толкование) отдельных законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права граждан.

Законопроекты предусматривают ряд существенных новелл, в частности:

  • право на подачу административного искового заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, могут получить лица, в отношении которых применен этот акт (а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым актом), общественные объединения, прокурор, Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также ЦИК РФ, региональная и муниципальная избирательные комиссии;
  • дела об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, будет рассматривать ВС РФ в качестве суда первой инстанции. При этом верховные суды республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа получат полномочия по рассмотрению в качестве суда первой инстанции административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов госвласти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований;
  • при рассмотрении административных дел об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд будет выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы истца, обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц, и соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им норм права. По результатам рассмотрения дела суд сможет удовлетворить заявленные требования полностью или в части либо отказать в удовлетворении заявленных требований;
  • в НК РФ будет установлен размер госпошлины, уплачиваемой истцом, подающим административное исковое заявление об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения действующего законодательства и обладающих нормативными свойствами. Размер такой госпошлины для физических лиц может составить 300 руб., для организаций – 4,5 тыс. руб.

С текстами законопроекта № 892355-6, законопроекта № 892376-6, законопроекта № 892365-6 и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Александрова А.С.


Возврат к списку