Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

16.11.2015

Статус парламента предлагается закрепить конституционным законом

Руководитель парламентской фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов вынес на рассмотрение Госдумы проект Федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он подготовлен в целях развития положений Конституции Российской Федерации о парламенте и обеспечения необходимого объема правового регулирования парламентской деятельности.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является в соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим законодательным и представительным органом государственной власти Российской Федерации и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В современной России Федеральное Собрание призвано быть не только единым законодательным органом, но и органом, обязанным своевременно и профессионально реагировать на международные и внутрироссийские события в интересах многонационального населения России, а также координировать развитие институтов гражданского общества.

Так, в документе отмечается, что помимо Конституции Российской Федерации, статус и организация деятельности высшего органа исполнительной власти – Правительства Российской Федерации, высших органов судебной власти – Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации – установлены соответствующими федеральными конституционными законами, то федеральный конституционный закон о Федеральном Собрании не принят до настоящего времени.

Автор инициативы считает, что принятие Федерального конституционного закона «О Федеральном Собрании Российской Федерации», в котором четко определены все аспекты деятельности его палат, позволит выровнять правовой статус высшего законодательного органа в сравнении с высшими органами исполнительной и судебной ветвей государственной власти Российской Федерации. Кроме того, его принятие восполнит образовавшийся правовой вакуум в законодательном регулировании деятельности парламента, будет способствовать повышению результативности деятельности обеих палат Федерального Собрания и созданию правовых условий для эффективного взаимодействия между ними, а также, безусловно, окажет положительное влияние на статус выборов в Государственную Думу 2016 года.

Законопроектом устанавливаются правовая основа и основные принципы деятельности Федерального Собрания, определяются его состав, вопросы ведения палат Федерального Собрания и статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, организация деятельности Федерального Собрания, полномочия Федерального Собрания по принятию федеральных конституционных и федеральных законов. Например, устанавливается запрет на принятие законов в трех чтениях в один день.

Отдельные главы законопроекта посвящены полномочиям Федерального Собрания по осуществлению парламентского контроля, полномочиям в сфере кадровой политики, гарантиям деятельности палат Федерального Собрания, реализации представительных полномочий палат Федерального Собрания, взаимодействию с другими органами государственной власти, с политическими партиями, общественными и религиозными организациями, институтами гражданского общества, а также координации законодательной деятельности Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, устанавливается правовая основа деятельности парламентской оппозиции, а именно: основы деятельности парламентской оппозиции включают в себя гарантированное право быть представленной пропорционально в комитетах и комиссиях Государственной Думы, иных органах палаты, право на пропорциональное избрание на руководящие должности в Государственной Думе, а также равный и свободный доступ к средствам массовой информации, в том числе учрежденным органами государственной власти.

По мнению разработчика документа, его принятие будет свидетельствовать о завершении формирования законодательства Российской Федерации о деятельности высших органов государственной власти, что, несомненно, в дальнейшем окажет положительное влияние на качество государственного строительства и совершенствование системы государственных органов страны.

Более того, закон о парламенте создаст рамки парламентского права, обеспечит целостное регулирование отчасти разрозненных в настоящее время правоотношений, связанных с организацией и деятельностью парламента, четко определит роль парламента в верховном руководстве страны, повысит эффективность взаимодействия Федерального Собрания с другими органами государства, укрепит авторитет парламента в обществе.

С текстом законопроекта № 900538-6 «О Федеральном Собрании Российской Федерации» можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Труфанова М.М.

Возврат к списку