Новости законодательства | Группа юридических компаний "Лекс"


Перезвонить Вам?

  • +7(495) 797-20-30
  • 8 (800) 700-91-39
    (бесплатный звонок по РФ)
  • info@lex-pravo.ru

25
лет на рынке
юридических услуг

140
квалифицированных
юристов

11
представительств
по всей России

18.03.2016

Разъяснение законодательства может быть оспорено

17 марта 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 15.02.2016 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов», который впервые вводит порядок рассмотрения дел об оспаривании разъяснений законодательства.

Поводом для принятия закона стало постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 г. № 6-П, которым был признан неконституционным п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации». Данное положение не допускало разрешение судом административных дел об оспаривании актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования. В то же время такие документы зачастую содержат обязательные для всех налоговых органов разъяснения законоположений, которые могут противоречить их действительному смыслу и нарушать права налогоплательщиков.

Ранее возможно было оспорить лишь нормативные документы, поэтому любые заявления о признании недействительными разъяснительных писем государственных органов не принимались судами к рассмотрению на том основании, что они не соответствуют природе правового акта (например, определение ВАС РФ от 10.04.2014 г. № ВАС-898/14).

Со вступлением в силу ФЗ от 15.02.2016 г. № 18-ФЗ ситуация меняется. Соответствующие поправки введены в КАС РФ и АПК РФ (ст. ст. 1 и 2 Закона). Теперь ВС РФ уполномочен рассматривать дела об оспаривании разъяснений федеральных органов, ЦБ РФ, государственных внебюджетных фондов. В свою очередь верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов принимают к производству заявления о признании недействительными разъяснений государственных органов регионального уровня. Дела же об оспаривании разъяснений в области интеллектуальной собственности передаются в ведение Суда по интеллектуальным правам.

В части порядка рассмотрения новой категории дел следует выделить следующие особенности:

1..Разъяснения могут быть признаны судом недействующими в случае, если они обладают нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствуют закону.

2. Круг заявителей и процедура производству по делу в целом такие же, как и по делам об оспаривании нормативных правовых актов. В частности, с исковым заявлением могут обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым разъяснением, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

3..Обязанность доказывания правомерности и законности разъяснений возлагается на государственный орган.

В заключение можно сказать, что принятие закона ожидалось. Государственные органы в своей практике зачастую ориентируются лишь на предписания вышестоящих инстанций, пренебрегая официальными позициями высших судов.

Однако есть и противники новых, расширенных полномочий ВС РФ. В частности, в особом мнении судьи Жилина Г.А. к постановлению КС РФ № 6-П обращено внимание на то, что отнесение к подсудности ВС РФ дел об оспаривании многочисленных интерпретационных актов федеральных ведомств может негативно повлиять на осуществление его основной функции. В этом нет необходимости, поскольку эффективность судебной защиты на должном уровне может быть обеспечена другими судами посредством рассмотрения ими в качестве суда первой инстанции соответствующих дел в процедурах оспаривания ненормативных правовых актов.

Степанов С.А.

Возврат к списку