Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

Информация как объект гражданского права

Ваш голос учтен
Информация как объект гражданского права
Время прочтения: 4 минуты

Современный период развития цивилизации характеризуется переходом от индустриального общества к обществу информационному через информатизацию всех сфер и направлений деятельности. Термин «информация» как философская категория все в большой степени приобретает политическое, экономическое и юридическое значение. Это обусловлено, прежде всего, существенным возрастанием влияния информационной сферы на жизнь общества.

Хотя информационные технологии появились относительно недавно, они быстро вошли в нашу жизнь и развиваются стремительными темпами. Массовое применение информационных технологий в различных сферах жизни естественно влечет их использование и в коммерческом обороте. Возникает потребность в защите интересов субъектов, использующих информацию в своей деятельности. Однако природа информации и информационного продукта не укладывается в привычные формы предметов правовых отношений, а сами отношения в этой связи нуждаются в новых способах правового регулирования. Поэтому необходимо найти такие механизмы, которые обеспечат правовое регулирование отношений в области информации и информатизации.

 

Правовое регулирование информации

Для того чтобы информация попала в поле правового регулирования гражданского законодательства, она должна быть легально отнесена к числу объектов гражданского права. Под объектом гражданских прав понимается все то, по поводу чего возникают и осуществляются (или то, на что направлены) гражданские права и обязанности.

В 2006 году из ст. 128 ГК РФ исключили понятие информации как объекта гражданских прав. Согласно действующей редакции статьи 128 ГК: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

При этом законодатель, исключив информацию из объектов гражданских прав в ГК РФ, не изменил положения Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, в ст. 5 этого Федерального закона указывается, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, а в ст. 17 – что нарушение требований Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представляется необъяснимым, с какой целью законодатель из перечня объектов гражданских прав исключил информацию. Можно предположить, что инициаторы данного изменения исходили из того, что информация как таковая самостоятельным объектом гражданских прав быть не может, так как всегда имеет режим какого-либо иного объекта. Однако данное мнение нам видится ошибочным.

Действительно, любой объект, особенно нематериальный, может рассматриваться как определенная совокупность информации. Но это вовсе не означает, что сама информация сводится к этим объектам. В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер, выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах деятельности.

Во многих гражданско-правовых обязательствах присутствуют так называемые информационные права и обязанности. Например, право потребителя на информацию, право каждого участника договора простого товарищества знакомиться со всей документацией по ведению дел, отношения, возникающие по поводу предоставления информации хозяйственному обществу его участниками (в частности, о намерении продать свою долю в уставном капитале).

О самостоятельном характере информации как объекте гражданских правоотношений говорят также ученые-цивилисты. Среди них И. Л.  Бачило, Т. Л.  Левшина, Д. В.  Ломакин, С.  Тараканов, Г. Д.  Отнюкова и другие. В качестве самостоятельного объекта гражданских прав информация указывается в гражданском законодательстве некоторых стран. В частности, в Гражданском кодексе Украины и Гражданском кодексе Литовской Республики информация отнесена к объектам гражданских прав наряду с вещами, результатами интеллектуальной деятельности и иными материальными и нематериальными благами.

Однако хочется отметить, что некоторые ученые позитивно отнеслись к данному изменению статьи 128 ГК. По мнению Л.Б. Ситдиковой, законодатель обоснованно исключил понятие информации как объекта гражданских прав, «тем самым растворив информацию среди объектов гражданских прав, при этом сохраняя ее значимость и сам факт ее существования» (Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве. // Гражданское право. – 2007. – № 2. – С. 48).

Более того, некоторые ученые придерживаются подхода, согласно которому информация не является самостоятельным объектом гражданских прав. Нередко в цивилистической литературе информация отождествляется с таким объектом, как оказание услуг.

Так, по мнению Р. С.  Бевзенко, «Информация может выступать содержанием обязательства обязанного лица, и в этом смысле она как объект прав фигурировать не может; объектом правоотношения будут действия обязанного лица (это имеет место при исполнении обязательств по консультированию, предоставлении коммерческой или иной информации, передаче данных через компьютерные сети)» (Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики/Под общ. ред. В. А.  Белова. М.: Юрайт, 2015. – С. 345).

Мы считаем, что с такой позицией нельзя согласиться. Как нам представляется, оказание услуг не включает все случаи оборота информации. Оказание услуг является лишь одним из способов получения и передачи информации. То есть информация может служить объектом не только правоотношений, связанных с оказанием услуг. Так, в правоотношениях по уведомлению участников хозяйственного общества о проведении общего собрания участников и предоставлению информации и материалов к такому собранию исключены правоотношения по оказанию услуг. В связи с чем необходимо различать оказание услуг и информацию как объекты различных гражданско-правовых отношений.

В рамках поднятой проблемы следует обратить внимание на имеющуюся судебную практику. В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 г. по делу № А56-35417/2012 указано, что в соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация о деятельности государственных органов является объектом публичных отношений. Однако информация о привлеченных к административной ответственности юридических лицах в интересующем заявителя объеме (ИНН/ОГРН, наименование, статья КоАП РФ и др.) не связана с защитой прав самого общества. Поскольку целью получения такой информации является поиск клиентов, потенциально нуждающихся в юридических услугах, и извлечение прибыли; такая информация обоснованно квалифицирована судом как объект гражданских отношений.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о квалификации информации в качестве объекта тех или иных правовых отношений суд исходит из цели получения информации: для квалификации информации в качестве объекта гражданских правовых отношений необходима взаимосвязь возникающей информации с отношениями, перечисленными в статье 2 ГК РФ.

На наш взгляд, информация должна выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного объекта. Оказание услуг, а также институт интеллектуальных прав не охватывают все возможные варианты участия информации в гражданских правоотношениях. Правовой режим информации отличается от правового режима материальных благ (в силу ее идеального, нематериального характера), а также правового режима личных неимущественных благ (ввиду отсутствия неразрывной связи с личностью ее обладателя).

Как представляется, исключение информации из числа объектов гражданских прав, обозначенных в ст. 128 ГК, не исключило ее из гражданского оборота, а лишь привело к тому, что буква закона стала далека от реального состояния общества. 

06.07.2017 г.

Другие статьи блога:

Добиваемся успеха в самых запутанных делах и спорах

Обеспечиваем:
  • защиту ваших интересов и репутации;
  • финансовую устойчивость компании;
  • максимальный размер компенсации.
Требуется консультация юриста?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами