Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

Правомерность отказа от независимой гарантии

Ваш голос учтен
Правомерность отказа от независимой гарантии
Время прочтения: 4 минуты

В соответствии с п. 1 ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.

В случаях, если независимая гарантия для принципала являлась возмездной, на практике возникают споры о применимом законодательстве и о правомерности отказа принципала от независимой гарантии с требованием возврата уплаченных гаранту денежных средств.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере.

При оформлении потребительского кредита принципалу был выдан сертификат независимой гарантии. За указанный сертификат принципал оплатил гаранту определенную денежную сумму. До истечения срока действия независимой гарантии принципал обратился с заявлением об отказе от независимой гарантии и о возврате уплаченных денежных средств. Гарант отказался возвращать денежные средств, сославшись на то, что независимая гарантия является безотзывной и обязательство по ее выдаче уже исполнено. С учетом того, что в условиях независимой гарантии прямо предусмотрено, что после выдачи сертификата принципал не вправе отказаться от договора в силу фактического исполнения в полном объеме, оснований для возврата денежных средств, по мнению гаранта, не имелось.

 Возникает вопрос: законны ли были требования принципала?

Юристам Группы юридических компаний «Лекс» удалось в судах первой и апелляционной инстанций доказать право принципала на отказ от независимой гарантии и возврат денежных средств, что подробнее отражено в нашем кейсе, опубликованном в соответствующем разделе на сайте.

Применимое законодательство.

В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичные положения закреплены в ст. 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Тот факт, что предметом договора является обеспечение обязательств принципала путем получения независимой гарантии в порядке главы 23 ГК РФ, не исключает применения к правоотношениям сторон требований законодательства, регулирующее оказание услуг, и Закона о защите прав потребителей с учетом того, что услуга по предоставлению независимой гарантии являлась для принципала возмездной.

Позиция гаранта о том, что обязательства были исполнены в полном объеме в момент предоставления независимой гарантии, не находит своего подтверждения в судебной практике. Условиями независимой гарантии предусмотрено исполнение гарантом возникающих обязательств при наступлении определенных обстоятельств. Если услуга по предоставлению независимой гарантии, оказываемая принципалу на момент получения гарантом отказа от договора действовала, то принципал имел право отказаться от данной услуги.

Таким образом, потребитель реализовывал свое право, отказался от договора и законно потребовал возврата внесенных денежных средств, сама по себе выдача гарантии вне зависимости от фактического использования предоставляемых услуг основанием для отказа в возврате внесенных по договору средств не является.

Условия договора, запрещающие отказ от независимой гарантии, ничтожны.

Если договор содержит запрет на отказ от независимой гарантии после выдачи сертификата, такое условие противоречит действующему законодательству и правам потребителей.

В силу положений п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23.06.2015 № 25, ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, п. 4 и 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.

По смыслу приведенных норм принципал вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг до его фактического исполнения, в этом случае возмещению подлежат только понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Какие-либо иные последствия одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг для потребителя законом не предусмотрены.

Таким образом, условия оферты, не предусматривающие возврат платежа при отказе заказчика от договора, применению не подлежат в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Односторонний отказ от договора.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

В силу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления.

Согласно указанным нормам и судебной практике спорный договор о предоставлении независимой гарантии не требует расторжения в суде, у принципала имеется право на односторонний отказ. Договор независимой гарантии считается прекращенным с даты получения уведомления гарантом. Также с указанной даты у гаранта возникает обязанность вернуть денежные средства принципалу.

Судебная практика.

Изложенная правовая позиция находит отражение в различных судебных актах, например: апелляционное определение Тюменского областного суда от 14.08.2023 по делу № 33 4476/2023,  определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу № 88-10801/2023; решение Тобольского городского суда Тюменской области от 26.04.2023 по делу № 2-832/2023; апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2022 по делу № 33-2436/2022 и другие.

Бакустина Наталья

Другие статьи блога:

Добиваемся успеха в самых запутанных делах и спорах

Обеспечиваем:
  • защиту ваших интересов и репутации;
  • финансовую устойчивость компании;
  • максимальный размер компенсации.
Требуется консультация юриста?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами