Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

К вопросу об одностороннем «платном отказе» от договора

Ваш голос учтен
К вопросу об одностороннем «платном отказе» от договора
Время прочтения: 2 минуты

Федеральный закон от 08.03.2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» дополнил статью 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) пунктом 3.

В соответствии с уже действующим пунктом 3 статьи 310 ГК РФ предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.

Из формально-юридического анализа названной нормы следует, что односторонний отказ или изменение условий договора в предпринимательских отношениях может быть возможен только после выплаты одной стороной обязательства другой определенной денежной суммы, то есть фактически речь идет о «платности отказа» от договора.

Между тем, пункт 3 статьи 310 ГК РФ может быть применен не к любой договорной конструкции.

По нашему мнению, применение рассматриваемой нормы права допустимо к обязательствам по оказанию услуг, что обусловлено «доверительностью» таких сделок, то есть заказчик верит исполнителю, что он может достигнуть полезного результата.

При оказании услуг статья 782 ГК РФ разрешает немотивированный отказ от договора как заказчику, так и исполнителю. Такой вывод подтверждается материалами судебно-арбитражной практики: Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2011 г. по делу № А55-20641/2010, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2011 г. по делу № А43-9341/2010, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2009 г. № Ф04-5030/2009(13101-А45-8) по делу № А45-14580/2008, Постановление ФАС Центрального округа от 15.06.2011 г. по делу № А54-4550/2010-С16, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2014 г. по делу № А56-24096/2013.

Стоит отметить, что до вступления в силу пункта 3 статьи 310 ГК РФ правоприменительная практика признавала возможность одностороннего «платного отказа» от договора.

Абзац третий пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах» определяет, что положения статьи 782 ГК РФ, дающие каждой из сторон договора возмездного оказания услуг право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора и предусматривающие неравное распределение между сторонами неблагоприятных последствий прекращения договора, не исключают возможность согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от договора (в частности, односторонний отказ стороны от договора, исполнение которого связано с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности, может быть обусловлен необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне).

Однако то, что приемлемо для оказания услуг, по нашему мнению, неуместно применять к иным договорным конструкциям.

Например, в силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Представим, что поставщик неоднократно нарушает сроки поставки, из-за чего покупатель несет убытки перед своими контрагентами. В договоре поставки содержится условие, обусловливающее односторонний отказ покупателя от договора, выплатой поставщику 10% от суммы недопоставленного товара.

Подобная модель правового регулирования, на наш взгляд, несправедлива, так как добросовестный кредитор несмотря на свои имущественные потери должен также выплатить неисправному должнику определенную денежную сумму. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой, которая ранее признавала недопустимой запрет или ограничение права на односторонний отказ от договора поставки: Постановление ФАС Московского округа от 29.10.2012 г. по делу № А40-119186/11-151-1009.

Таким образом, пункт 3 статьи 310 ГК РФ является порождением правоприменительной практики, оформленным в норму права. В связи с этим следует внимательно и осторожно использовать данную норму, поскольку впоследствии суд может признать соответствующий пункт договора недействительным, если он не соответствует договорной конструкции и смыслу нормы права.

Для предупреждения такой ситуации, можно сформулировать договорное условие следующим образом: в случае одностороннего отказа стороны А от договора, она уплачивает стороне Б определенную денежную сумму, при условии, что такой отказ не обусловлен нарушением стороной Б договора. 

Другие статьи блога:

Добиваемся успеха в самых запутанных делах и спорах

Обеспечиваем:
  • защиту ваших интересов и репутации;
  • финансовую устойчивость компании;
  • максимальный размер компенсации.
Требуется консультация юриста?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами