Участие в размещении заказов на право заключить государственный контракт требует немалого вложения сил, времени, а также денежных средств. Одним из важных этапов во всей процедуре размещения заказов является период между признанием участника победителем торгов и заключением контракта.
Порядок действий и сроки на этом этапе прописаны в Федеральном законе № 94-ФЗ (далее – ФЗ № 94), а также в извещениях и документации к торгам. Однако, как показывает практика, победители торгов, уделив недостаточное внимание процедуре заключения контракта, часто совершают различные ошибки. Например, не прикладывают к подписываемому контракту документы, являющиеся неотъемлемой частью контракта; предоставляют обеспечение исполнения контракта без полного пакета подтверждающих документов и т.п.
Учитывая, что положения ФЗ № 94 не предусматривают права участника на ошибку, как и время для ее исправления, допущение даже незначительных ошибок может привести к крайне неблагоприятным последствиям: участника размещения заказа – победителя торгов признают уклонившимся от заключения контракта и сведения о нем включают на два года в Реестр недобросовестных поставщиков. В данном случае участник теряет не только денежные средства, перечисленные им в счет обеспечения заявки на участие в торгах, но и в течение двух лет не сможет участвовать в размещении заказов.
На сегодняшний день, анализируя судебную практику и практику контролирующих органов исполнительной власти, можно сделать выводы о том, какие именно причины нарушения участником установленных сроков или порядка не признаются судом уважительными и не имеют значения в подтверждении добросовестности и искреннем намерении участника – победителя торгов, исполнить государственный контракт.
Примеры ошибок и причин их совершения приведены в Таблице. Информация, изложенная в Таблице, поможет Вам правильно оценивать собственные действия, исключить возникновение неблагоприятных обстоятельств, тем самым, снизив минимальные риски на стадии заключения государственного контракта.
№ п.п. |
Ошибки и причины их совершения |
Решения судов |
Примечание |
1. |
Несоблюдение участником срока предоставления заказчику подписанного контракта, вследствие: |
||
|
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 г. по делу № А46-10559/2010. |
||
|
1. Определение ВАС РФ № ВАС 18368/10 от 21.01.2011 г.; 2. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 г. по делу № А56-45231/2009. |
В случае когда контракт был получен участником за несколько дней до окончания срока передачи такого контракта заказчику, в разумный срок был подписан участником и направлен заказчику почтой, то имеется вероятность признания такого участника добросовестным и отказа от включения его в РНП (Постановление ФАС Центрального округа от 08.02.2011 г. по делу № А14-7385/2010) |
|
|
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 г. по делу № А40-6640/10. |
||
2. |
Внесение участником изменений в контракт |
||
|
1. Определение ВАС РФ № ВАС-2138/11 от 11.03.2011 г.; 2. Постановление ФАС Поволжского округа от 08.02.2011 г. по делу № А65-11278/2010; 3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2011 г. по делу А63-4595/2010; 4. Определение ВАС РФ № ВАС-15660/10 от 06.12.2010 г.. |
ФЗ № 94 допускает подписание договора с протоколом разногласий только при заключении контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме (ОАЭФ). При этом протокол разногласий составляется участником только в том случае если положения проекта контракта, не соответствуют извещению о проведении ОАЭФ, документации об ОАЭФ и заявке на участие этого участника в ОАЭФ. |
|
Письмо в адрес заказчика с просьбой об изменении сроков поставки или отказе от заключения контракта |
Постановление ФАС Поволжского округа от 23.12.2010 г. по делу № А55-3340/2010. |
Участник не может быть включен в РНП в случае, когда заказчик не направлял такому участнику проект контракта на подписание, даже если участник письменно отказался от его заключения (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.02.2011 по делу № А32-16630/2010). |
|
3. |
Подписание контракта без приложения необходимых документов |
||
|
1. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2010 г. по делу № А40-69587/2010; 2. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 г. по делу № А81-2555/2010. |
||
|
Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2011 г. по делу № А40-52537/2010. |
||
|
Решение арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2010 г. по делу № А40-147918/09. |
На сегодняшний день судебную практику по рассматриваемому в данной статье вопросу нельзя признать сформировавшейся. Решения судов часто меняются в зависимости от обстоятельств того или иного дела.
Решения судов, принимаемые в пользу участников, на мой взгляд, содержат правильные и справедливые выводы, которые сводятся к тому, что включение сведений о лице в реестр
недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное
поведение, выразившееся в намеренном уклонении либо немотивированном отказе от заключения контракта.
При этом необходимо устанавливать вину лица, допустившего нарушение, принимать во внимание обстоятельства и причины, которые привели к нарушению тех или иных положений ФЗ № 94, а также оценивать соразмерность последствий привлечения лица к ответственности допущенному нарушению.
Хлебникова Александра Владимировна
Старший специалист
Юридическая фирма Тюмень