Сайт может отображаться некорректно, поскольку вы просматриваете его с устаревшего браузера Internet Explorer (), который больше не поддерживается Microsoft.
Рекомендуем обновить браузер на любой из современных: Google Chrome, Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox.
Пожалуйста, поверните устройство в вертикальное положение для корректного отображения сайта

Комментарий к некоторым положениям Федерального закона № 94-ФЗ и ст.445 Гражданского кодекса РФ

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и/или муниципальных нужд» размещение заказа – это действия заказчиков, направленные на определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных и/или муниципальных контрактов или гражданско-правовых договоров. Законом предусмотрены 3 основных способа размещения заказа, а именно: 1) конкурс 2) аукцион , в том числе аукцион в электронной форме 3) запрос котировок.
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона нарушение предусмотренных законом положений о размещении заказа является основанием признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченного органа (ФАС России).
Таким образом, при обращении в суд с иском о признании недействительным заказа заинтересованное лицо простит признать недействительным размещение заказа, произведенное в соответствующе форме, а именно – признать недействительным конкурс, аукциона, запрос котировок.
Однако, в результате анализа судебной практики по соответствующим делам можно прийти к выводу, что не всегда суд может признать недействительным конкурс, аукцион или запрос котировок. Это невозможно в следующих случаях.
Так, если к участию в торгах допущено только одно лицо, а заявки остальных лиц признаны несоответствующими требованиям документации по торгам, либо подана всего одна заявка и лицо допущено к участию в торгах, торги признаются несостоявшимися. В таком случае невозможно признать конкурс, аукцион или запрос котировок не состоявшимися. Это вывод суды обосновывают тем, что в таком случае договор с единственным участником торгов заключается в общем порядке – в порядке, предусмотренном ст. 445 Гражданского кодекса.
Статья 445 ГК РФ посвящена регулированию отношений, возникающих в случае заключения договора в обязательном порядке. Действительно, ведь и для заказчика, и для лица, признанного единственным участником торгов, заключение государственного контракта, или в установленных случаях – гражданско-правового договора, является обязательным. Таким образом, в случае признания торгов несостоявшимися заявка участника рассматривается как оферта. Заказчик в свою очередь должен известить об акцепте оферты в течении определенного срока. В ГК РФ этот срок равен 30 дням. По Федеральному закону № 94-ФЗ, с учетом недобросовестности заказчика и/или участника, задержкой обмена соответствующими документами, возможных протоколов разногласий (которые могут быть когда договор, направляемый участнику торгов, отличается от проекта договора, который был представлен в документации на торги) такой срок никак не должен превысить 30 дней.
Однако, представляется что такая позиция не вполне обоснована. Ведь Федеральный закона № 94-ФЗ для того и принят, что бы установить специальный порядок заключения договоров. Торги являются размещением заказов (согласно терминологии, используемой этим законом). Кроме того, понятия, используемые в 94 законе все же шире тех общих понятий, которые приняты к Гражданском кодексе.
Так например, исходя из общих положений гражданского законодательства, аукцион – это способ заключения договора, при котором используется такая процедура как повышение или понижение начальной цены. Такое повышение/понижение производится по шагам (исходя из понятия «шаг аукциона»).
Однако, аукцион в понимании Закона о размещении заказов – это не только повышение/понижение цены. В главе, посвященной аукциону, есть положения о содержании аукционной документации, требованиям к заявкам. При чем в заявке есть две части. Из них предлагаемой цене посвящена только вторая часть заявки. Но комиссия по торгам сначала рассматривает первую часть заявки. Кроме того, аукцион не всегда проводится путем повышения/понижения цены по шагам аукциона. Часто бывает так, что вторая часть заявки содержит одно единственное предложение по цене, и аукцион проводится путем сопоставления цен, указанных в заявках участников.
И тем не менее, практика складывается именно таким образом. Поэтому заинтересованным лицам следует внимательно отнестись к требованиям, которые они предъявляют суду. Так, признавать незаконными необходимо не конкурс/аукцион/запрос котировок, а размещение заказа. Если же заинтересованное лицо признает незаконным конкурс/аукцион/запрос котировок, необходимо требовать незаконным также соответствующий протокол о признании торгов недействительными.
Э. А. Сангаджиева

 

Юридическая фирма Москва

Другие комментарии к законодательству:

Добиваемся успеха в самых запутанных делах и спорах

Обеспечиваем:
  • защиту ваших интересов и репутации;
  • финансовую устойчивость компании;
  • максимальный размер компенсации.
Требуется консультация юриста?
Заполните форму, и мы свяжемся с вами